Новости исскуства » Google открыл 17 музеев мира для виртуального посещения

Google открыл 17 музеев мира для виртуального посещения

Автор: Евгений Аникевич

Google Art Project - это семнадцать музеев из девяти стран, 385 выставочных залов, 400 художников и 1060 картин в высоком разрешении. Любой человек, у которого есть выход в интернет, теперь может посетить музей Метрополитен, Третьяковскую галерею, Тейт и Эрмитаж и рассмотреть их экспонаты в таких подробностях, которые не доступны даже в реальности. Google сделал бесценный подарок всем любителям искусства.

До тех пор пока специалисты Google не сфотографировали в высоком разрешении знаменитую картину "Жатва (Август)" Питера Брейгеля-старшего, директор лондонской галереи Тейт не знал, что на ней изображена традиционная для Жирного вторника игра, во время которой крестьяне швыряют палки в привязанного к шесту гуся. Реальные размеры фигурок этих людей на заднем плане не превышают нескольких миллиметров, поэтому рассмотреть их на картине, хранящейся в музее Метрополитен, практически невозможно. Вернее, было невозможно до недавнего времени.

Google Art Project стартовал полтора года назад в привычном для компании формате: большую часть дня сотрудники выполняют свои обязанности, но пятую часть рабочего времени им разрешается тратить на сторонние проекты, которые их интересуют. Так в какой-то момент все любители живописи в Google объединились и решили использовать имеющиеся в их распоряжении технологии для того, чтобы сделать искусство доступнее.

Многие музеи и галереи и раньше выкладывали свои оцифрованные коллекции в интернет, причем в гораздо большем объеме. (Наиболее показателен с этой точки зрения Нью-Йоркский музей современного искусства, который опубликовал на своем сайте абсолютно все, что у него есть - 34 тысячи работ, многие из которых в самом музее увидеть невозможно.) Однако благодаря таким технологиям, как Picasa, App Engine и Street View, энтузиастам из Google удалось создать нечто новое.

Во-первых, еще никто не собирал в единую базу и не систематизировал работы из разных музеев мира, создавая нечто большее, чем просто набор репродукций. Во-вторых, проект Google интерактивен: можно составить свой список шедевров и поделиться им с друзьями. В-третьих, Street View позволяет буквально "пройтись" по залам знаменитых музеев. Рассмотреть картины в таком режиме не получится, но зато никаких японских туристов и музейных смотрителей.

Отдельного упоминания достойны картины, сфотографированные в сверхвысоком разрешении. Изображение каждой из них состоит из приблизительно семи миллиардов пикселей, то есть их разрешение в тысячу раз выше, чем у простой цифровой фотографии. Благодаря такому увеличению можно рассмотреть не только крестьян Брейгеля, но и самые тонкие мазки, мельчайшие детали и трещины в краске. Есть и другие особенности - к примеру, картину "Не надо, женщина, не плачь" из галереи Тейт можно посмотреть в особом "ночном" режиме, чтобы увидеть спрятанную ее автором Крисом Офили надпись, которая видна только в полной темноте.

Для российских музеев такая съемка стала подарком. Директор ГТГ Ирина Лебедева рассказала, что их "флагманскую" картину - "Явление Христа народу" Александра Иванова - специалисты Google снимали целый день. "Для того чтобы самим так сделать, у нас нет технологий, нет таких возможностей", - добавила она. "Уровень съемки такой, что даже специалистам интересно, исследователям и реставраторам", - присоединилась к ней представительница дирекции Эрмитажа.

Само собой, у нового проекта уже появились и критики. Так, журналист The Daily Telegraph обвинил Google Art Project в отсутствии всеохватности. К примеру, в проекте (пока) не участвуют такие крупные музеи, как Прадо и Лувр, а коллекции представленных музеев отражены слишком избирательно. При этом критика больше всего смущает, что кто-то решает за вас, какие картины вам нужно увидеть, а какие нет.

Другая, более распространенная претензия состоит в том, что просмотр шедевров живописи в интернете автоматически упрощает их, лишая контекста, и существует опасность, что в будущем нужда посещать музеи вообще отпадет. Кроме того, Google способен показать вам картину в таких подробностях, какие невозможно различить, глядя на нее в музее. Если симулякр получается настолько качественным, зачем вообще принимать реальность в расчет? И эта проблема, будучи по сути своей философской, на самом деле довольно интересна.

Недавно швейцарский интеллектуал и писатель Ален де Боттон, известный своим стремлением нести в массы философию, искусство, литературу и вообще все области, традиционно считающиеся уделом высоколобых знатоков, заявил, что музеи вообще должны избегать своей "музейности". Де Боттон настаивает, что, располагая большим количеством очень важного с духовной точки зрения материала, музеи совершенно не пытаются донести до публики смысл тех или иных произведений, в то время как делать это необходимо.

По мнению писателя, музеям нужно прилагать больше усилий к тому, чтобы их посетители поняли, о чем, собственно, картина, соединять размытость ценностей искусства с определенностью ценностей христианской культуры. Писать, к примеру, вместо сухой исторической справки на информационной табличке: "Посмотрите на это полотно и вспомните о том, как важно быть терпеливым" или "Эта скульптура должна вдохновить вас на мысли о том, как сделать мир справедливее".

При номинальном отсутствии связи между идеями де Боттона и Google Art Project они на самом деле движутся примерно в одном направлении. Дело в том, что, если музеи и вправду переместятся в интернет, исчезнет тот самый контекст, который обычного человека все чаще только запутывает. Уйдет и некое подразумеваемое по умолчанию обязательство понимать:когда картину можно просто пролистать нажатием одной кнопки, ответственность испаряется сама собой.

Дополнив эти онлайновые репродукции мотивационными подписями в духе де Боттона, мы получим совершенно новый тип музеев. Их посетители перестанут чувствовать неловкость и, обращаясь к пояснительным ремаркам, никогда не будут сомневаться, что значит и к чему в их душе апеллирует "Рождение Венеры" Боттичелли или "Спальня художника в Арле" Ван Гога. И не то чтобы эту простоту нельзя было ввести в музеях в их нынешнем виде (хотя это невероятная перспектива), просто виртуальным выставкам она соответствует куда лучше.

Воздерживаясь от далеко идущих выводов, создатели Google Art Project просто заявили, что очень рады реализации своего проекта и надеются в будущем расширить его, сделав демократичным если не само искусство, то хотя бы доступ к нему. Ничего не остается, как поблагодарить их за это. Как ни крути, то, что они сделали, совершенно поразительно.

 

Автор: Алексей Каданер

Источник: http://www.lenta.ru


Самое популярное
Доллар и Серебро - долгая история.
Клейма на серебре: история и разгадка
Гетьманська столиця - Батурин
Остробрамская икона
Де Бирс
История куклы: недетское увлечение (ч.1)
Сирко Иван Дмитриевич (1610-1680)
Серебряная нить традиций. Айдер Асанов
Это сладкое слово доллар (Золотой стандарт. История)
Золото Украины









Лето 2011

Зима 2010-2011