Партнеры

Бизнес » Статьи » Дождались

Посещений: 1303

Три месяца рынок юбилейных и памятных монет будоражили самые невероятные слухи. Коллекционеры пугали друг друга страшными историями о коварстве Национального банка. Одни говорили, что Нацбанк прекратил выпуск монет по техническим причинам, другие уверяли, что точно знают о распространении новинок исключительно среди депутатов. А монеты всё равно регулярно появлялись на рынке, ненамного (всего раза в три) дороже отпускной цены. Нацбанк продолжал хранить молчание. Банки-дистрибьюторы высказывали осторожные предположения об изменении правил распространения монет. Все ждали известий от главного творца монет. И вот, наконец, 12 февраля появилось письмо Нацбанка, в котором он, со ссылкой на постановление от 17.01.2008 года, уведомлял свои территориальные управления о прекращении продажи памятных монет через дистрибьюторов. Все стало ясно: монеты 2008 года по-прежнему являются главным дефицитом в нашей стране.

Ты помнишь, как всё начиналось…

Юбилейные и памятные монеты Украины появились в 1995 году. Первой стала монета, посвящённая 50-й годовщине победы в Великой отечественной войне. Она же – первой монетой, у которой есть разновидность. Вместо буквы «У» на небольшой части тиража стоит «Х». Среди коллекционеров монета с «Х» стоит в десять раз дороже обычной. Наверное, именно поэтому, как вспоминают опытные украинские нумизматы, первой в продаже появилась монета с изображением памятника Богдану Хмельницкому. Эти и ёщё несколько последующих монет изготавливались за границей, пока Нацбанк не приобрёл оборудование для создания собственного монетного двора. С 1997 года начался выпуск монет уже собственного производства. За 11 лет было выпущено более 350 наименований монет. Только для изготовления серебряных потребовалось около 60 тонн серебра 925 пробы.
Первое время, хотя монеты и стоили гораздо дешевле, чем сейчас, спрос на них был незначительным. За исключением нескольких видов, которые выпускали маленькими тиражами, большинство оставались в банках не реализованными годами. Прошло время и, может быть, жизнь чуть наладилась, а может реклама «Купуйте українське» возымела действие, но именно этот украинский продукт стал невероятно популярным. Поспособствовало популяризации монет и создание дистрибьюторской сети, состоящей из коммерческих банков. Первым в 2005 году с Нацбанком такой договор заключил «Райффайзен Банк Аваль». К середине 2007 года банков- дистрибьюторов уже насчитывалось девять, и это число стало роковым. Если до осени прошлого года монеты можно было ещё приобрести в некоторых коммерческих банках, то с сентября вопрос о наличии новых монет вызывал лишь сочувствующую улыбку банковских работников. Эта ситуация не изменилась до конца года. Новые монеты, выпущенные даже большими тиражами, моментально раскупались.
 

Завтра будет лучше, чем вчера?


Следует признать, что у Нацбанка сегодня полностью отсутствует мотивация для создания сети дистрибьюторов. Действительно, зачем нужны помощники, когда и так весь тираж раскупают моментально. В такой ситуации действия Нацбанка выглядят абсолютно адекватно. Остаётся один вопрос: почему нельзя было заранее предупредить банки и коллекционеров о своих намерениях отказаться от дистрибьюции? Зачем такая таинственность? Сегодня в территориальных управлениях появляются новы монеты, выпущенные в конце 2007 и начале 2008 годов. Это отрадно. Но, по-прежнему, огромное количество предположений и никакой конкретной информации… Все, как и раньше, гадают, сколько монет из задекларированного тиража уже выпущено? В последнее время много говорили о монете, посвященной году Крысы. Действительно ли закончились бриллианты для крысиных глаз и что дальше: вставят рубины или выпустят в мир слепых крысят? Никому бы не повредило, если бы Нацбанк давал больше информации о ситуации с монетами. А если нельзя разглашать такую информацию, то хотя бы пояснить почему.


Редакция газеты «Срібло» не во всём разделяет мнение автора и предлагает высказаться всем, кто увлекается нумизматикой.

Предлагаем для обсуждения два возможных способа реализации монет:

– Аукционный, когда Национальный банк, как и раньше, эмитирует тиражи монет, но реализует их через аукционы коммерческим банкам и другим участникам рынка (включая ассоциации и частных лиц) небольшими лотами (например, по 100 штук), что расширит круг участников рынка. Подобный опыт реализации отдельных монет через биржу металлов уже был.
– Заявочный, когда Нацбанк сначала уведомляет о намерении выпустить монету с её описанием и ценой продажи, а все желающие в течение определённого времени делают заявки. После этого Нацбанк, сделав расчёты тиража, удовлетворяет все предоплаченные заявки по задекларированной цене.
Нам представляется целесообразным продавать монеты из драгметаллов через аукционы, а нейзельберовые монеты – заявочным способом.
Наверняка, существуют и другие варианты. Вероятно, нельзя однозначно признать какой-либо из них идеальным. Главное, чтобы их открыто обсуждали все участники рынка: и Нацбанк, и коммерческие банки, и ассоциации нумизматов, и простые коллекционеры, даже если они не состоят ни в какой ассоциации. И если обсудить проблему со всеми, то, наверняка, можно прийти к согласию, которое, как известно, «есть продукт полного непротивления сторон». Хотелось бы, чтобы Нацбанк и коммерческие банки не забывали, что хотя они и самые влиятельные субъекты рынка, но без коллекционеров и инвесторов рынка юбилейных и памятных монет просто нет.
В следующих номерах газеты мы расскажем вам о том, как осуществляют выпуск подобных монет Национальные банки других стран.