Партнеры

История Украины » Киево-Печерская Лавра: История и современность

Посещений: 2689

На высоких холмах правого берега Днепра возвышается увенчанная золотыми куполами Киево-Печерская лавра – удел Пресвятой Богородицы, колыбель монашества на Руси и твердыня православной веры. Сегодня это не только главная святыня Украины, но и редкий по красоте и уникальный по художественной ценности ансамбль сооружений – неотъемлемая и значительная часть силуэта города, созданная талантом и трудом многих поколений.
Монастырь Киево-Печерская лавра был основан в 11 веке и застраивался в течение 9 следующих веков. Название “Печерская” происходит от слова “пещеры”, которые были найдены на этой территории, и в которых селились первые монахи. Лавра – это почетный статус, присваиваемый самым крупным и значительным монастырям. Архитектурный комплекс Киево-Печерской лавры и сегодня производит грандиозное впечатление. В солнечный день отблески его многочисленных куполов и звонниц даже слепят глаза. Большинство строений монастыря датируется 17-18 веками и является прекрасным примером стиля украинского барокко в архитектуре.

Центральный вход Киево-Печерской лавры, через нижний ярус Троицкой надвратной церкви, издавна именуют Святыми вратами. Это одно из старейших сооружений Украины, возведенное в 1106 году на средства черниговского князя Святослава, добровольно оставившего свой престол и взявшего при постриге в монахи Печерского монастыря имя Николая Святоши. Часть своего имущества он раздал бедным, а часть пожертвовал на строительство лаврских каменных ворот, церкви святой Троицы и больницы для немощных монахов.

В прежние времена через Святые врата разрешалось проходить (а не проезжать!) лишь князьям и высшему духовенству. Для прочих мирян существовали калитки, устроенные по обеим сторонам ворот. С тех пор в лавре строго соблюдается традиция на входе снимать головные уборы.

За Святыми вратами начинается центральная лаврская улица, на которую выходят окна старинных корпусов. По преданию, в их кельях селили сосланных и принудительно постриженных опальных князей и бояр. Но надевая по принуждению монашеский клобук и рясу, они и в монастыре не отказывали себе в мирских удовольствиях.

Летом в этих помещениях, имеющих стены метровой толщины, сохранялась прохлада. Зимой же натопить здание было невозможно. Чтобы в келье стало тепло, монахам требовалось положить в печь целый воз дров. Только в кельях монастырской пекарни и просфорни было жарко – жар печей распространялся по всему зданию. Метровая толщина стен порождала буйные фантазии. Считалось, что в них спрятаны клады. В первые годы советской власти монастырские стены тщательно простукивали, надеясь найти церковные ценности.

Прямо напротив центрального входа в лавру виднеется Большая лаврская колокольня. Первый фундамент под нее заложили еще в 1707 году – на это благое дело гетман Украины Иван Мазепа пожертвовал 4 тысячи царских рублей. Достроили звонницу только в 1744 году. Все строительные работы велись под руководством немецкого архитектора Иоганна Шеделя. Колокольня высотой 96,5 метра стала самым грандиозным башенным сооружением в Российской Империи. Даже Ивановская колокольня Московского Кремля оказалась на 11 метров ниже.

Говорят, Иоганн Шедель, расписываясь в платежной ведомости, начертал по-немецки: «Сия звонница в Киево-Печерской лавре трудом моим сделанная, каким образом по всей Руси и в Европе другой не обыщется... и на вечность оная звонница стоять будет». И оказался прав. Даже после того, как в 1941 году был взорван Успенский собор, колокольня устояла. Только спустя два века после возведения главной колокольни Киево-Печерской лавры, в 1951 году, было установлено, что она наклонена на 62 сантиметра на северо-восток. Возможно, это связано с близостью оползневых склонов правого берега Днепра. Поэтому Большую лаврскую колокольню иногда сравнивают с Пизанской башней. Но, в отличие от знаменитого итальянского сооружения, у звонницы наклон не увеличивается.

На втором ярусе колокольни раскачивается маятник лаврских курантов, на котором могли кататься двое послушников. Действующий часовой механизм установлен на колокольне в 1903 году. При сроке гарантии 15 лет он до сих пор не нуждается в ремонте.

Там же, на втором ярусе, висел 1600-пудовый (19-тонный) царь-колокол. Его язык обычно начинали раскачивать задолго до начала звона два дюжих монаха. На третьем ярусе располагался механизм курантов и остальные колокола. В течение всенощной дежурный звонарь, чтобы по нескольку раз не спускаться и не подниматься по 374 ступеням, оставался на колокольне и прислушивался к сигнальному колоколу Успенского собора. Когда пономарь из алтаря дергал веревку на языке колокола, это означало начало общего звона – и с лаврской колокольни раздавался гул большого колокола. Находиться во время звона на колокольне с непривычки было тяжело. Сила звуковых волн буквально оглушала, и следовало открывать рот, чтобы не лопнули барабанные перепонки.

Справа от Успенского собора высится ширококупольная Трапезная церковь. Иконостас нежно-розового цвета вырезан из миланского мрамора. В советские времена здесь был расположен Музей атеизма, и экскурсанты лицезрели укрепленный под сводами Трапезной маятник Фуко, который наглядно демонстрировал, что Земля таки вертится.
У стен Трапезной церкви находится могила премьер-министра России Петра Столыпина, смертельно раненного в киевской опере анархистом Дмитрием Багровым. Уже падая, Петр Аркадьевич успел перекрестить царскую чету, сидевшую в ложе. Он знал, что будет убит, о чем написал в своем завещании: «Я хочу быть погребенным там, где меня убьют».
Поначалу было принято решение о захоронении Столыпина в пантеоне на Аскольдовой могиле, но царь настоял, чтобы тело предали земле в Киево-Печерской лавре. Городская дума посмертно избрала Столыпина почетным гражданином Киева, переименовала Малую Владимирскую улицу в Столыпинскую (сегодня улица Олеся Гончара) и начала сбор средств на памятник. В хрущевские времена надгробие с могилы Столыпина было снято и упрятано на долгие годы в колокольне на Дальних пещерах. Несколько десятилетий об этом варварстве напоминал только кусочек нового асфальта на месте известного захоронения. Не так давно мощное надгробие вновь воссоздали, и теперь на могиле Петра Столыпина каждый день появляются свежие цветы. Нынешние российские патриоты, среди которых и известный кинорежиссер Никита Михалков, заявляют о необходимости перезахоронения останков мученика в России.

За Трапезной церковью расположена смотровая площадка, с которой открывается красочный вид на Ближние и Дальние пещеры, Днепр и панораму левобережья. В былые времена под этим местом находились монастырские погреба, где на глубине в пять этажей монахи хранили продукты: соленья, картошку, свеклу. Внизу, перед выходом из Верхней лавры, который запирался на ночь железными коваными воротами, раньше находился киоск по продаже просфор и хлеба. Слава об изумительном вкусе монастырской выпечки доходила до императорского двора. Что уж говорить о простых мирянах, мечтающих испробовать подобное лакомство. Уже на рассвете паломники, торопясь на заутреню в Успенский собор, приобретали свежевыпеченные хлебцы и просфоры.

О протяженности лаврских пещер ходят легенды. Кто не слышал о подземных ходах, связывающих лавру с другими монастырями Киева, Чернигова, Пскова и Почаева? Действительно, общая протяженность лаврских подземелий огромна. Но, к сожалению, тайных ходов, ведущих к другим обителям, не существует.

Печерские подземелья делятся на четыре вида: пещеры, служащие жилищем, кладбищем и местом паломничества; потайные ходы под монастырскими крепостными сооружениями; хозяйственные погреба и инженерные коммуникации.
Мощи основателя лавры Антония Печерского недоступны для всеобщего обозрения. По преданию, перед своей кончиной Антоний преподал братии назидание, а затем направился вглубь пещеры, и в этот же миг между подвижником и его учениками обрушилась земля. Когда же послушники попытались откопать завал, навстречу им вырвались огонь и вода.
В лаврских пещерах захоронен также славный воин Илья Муромец. Второе его прозвище – Чобитько. Богатырь носил его с тех пор, как отбился от врагов сапогом (чоботом). Самым удивительным результатом исследований ученых стал рост былинного героя – 177 сантиметров (в Древней Руси этот рост считался внушительным). Былинную информацию о неподвижности Ильи Муромца до 30-летнего возраста также подтвердили данные о болезни его позвоночника.