Партнеры

История Украины » От героев Херсонеса к героям Севастополя: дорога тысячелетий

Посещений: 1585

Трудно сказать, чем руководствуются современные деятели от историков до политиков, отказывая Севастополю в его почтенном возрасте. Поясню свою мысль. Еще в конце прошлого века отпраздновали 2500 лет Феодосии, это событие сопровождалось многочисленными мероприятиями, выпуском значков и буклетов.

 

 Недавно отмечалось 2500-летие Балаклавы, событие в высшей степени надуманное, но я не про это. В чем, собственно ,разница между Феодосией и Севастополем? В том, что первая сохранила название своей древней предшественницы, а второй – нет. Так это чистая случайность – исторический парадокс. Когда светлейший князь Потемкин Таврический основывал порт в устье Днепра, а произошло это за несколько лет до основания Севастополя в 1778 г., то и назвал его именем древнего города Херсона (Херсонеса, Корсуня). Григорий Александрович был образованным человеком, не лишенным исторических знаний, но в данном случае он допустил оплошность. Не будем к нему строги, это был великий деятель, сделавший очень много для колонизации Новороссии. Однако подчеркну, что это обстоятельство по существу ничего не меняет. Новый город на Гераклейском полуострове (большая часть Севастополя занимает ны-не его площадь) получил замечательное название. В переводе с греческого Севастополь – город, достойный поклонения. Свое название он с честью оправдал дальнейшей историей. Так что связь древнего города с современным его наследником определяется ни одним названием. Та же Феодосия называлась в разные времена по-разному, например во времена генуэзцев она называлась Кафа. Говоря о таком явлении, как перерыв в существовании города, отмечу, что и оно не имеет определяющего значения, ведь и вечный город Рим знал годы безлюдия, когда по его пустынным улицам бегали только одичавшие собаки и волки.

 

Несколько столетий перерыва между Херсонесом и Севастополем не дают оснований не ощущать преемственности между двумя городскими центрами на Гераклейском полуострове. Отмечу такой интересный факт: строитель Севастополя адмирал Макензи возводил первые здания города из камней, извлеченных из руин Херсонеса.

 

Коротко о Херсонесе. Это греческий город, основанный в V в. до н.э. выходцами из города Гераклея Понтийская на южном берегу Черного моря. Гераклеоты были представителями дорийской ветви греческого народа. Для тех, кто не силен в перипетиях древнегреческой жизни, поясню. Греки делились на несколько племен, которые отличались традициями и обычаями, а также языковыми диалектами. Наиболее крупными среди них были ионийцы и дорийцы. Самыми воинственными греками были дорийцы. Достаточно сказать, что дорийцами были спартанцы – лучшие солдаты Эллады.

Херсонесцы основали свой город в землях тавров. Это был воинственный народ, имевший у древних дурную репутацию. Многие греческие и римские писатели называли тавров разбойниками и пиратами. Однако такое соседство не пугало храбрых дорийцев-херсонесцев, они не сомневались, что их знание военного дела, сплоченность и сила духа способны одолеть любого неприятеля. Впрочем, опыт истории показывает, что разбойники во все времена были плохими воинами. Тем не менее очень рано Херсонес был превращен в могучую крепость с прочными стенами и высокими башнями. Залогом безопасности города служили не только крепостные сооружения, но и продуманная система воспитания молодежи, которую с младых ногтей воспитывали как будущих воинов-защитников Отечества. В Херсонесе был гимнасий, где мальчиков обучали грамоте и наукам, а также укрепляли их физические данные. Этому способствовали физические упражнения и занятия спортом. Спорт в понимании, близком современному, возник именно у древних греков. В Херсонесе проводились свои спортивные состязания-игры во время религиозных праздников. Из древних надписей, найденных при раскопках, известно, что на городских соревнованиях атлеты состязались в пяти видах: беге на короткую дистанцию, двойном беге, в беге на длинную дистанцию, борьбе и кулачном бою. Участвовали херсонесцы и в общегреческих играх и даже получали на них призы.

 

 

 

Считали граждане Херсонеса, что помогают им жить и процветать боги и герои, которые покровительствовали городу. Среди таковых главными были верховная херсонесская богиня Дева и великий греческий герой Геракл. Именно эти персонажи в основном изображались на херсонесских монетах. В период расцвета в первой половине III в. до н.э. город чеканил преимущественно серебряные монеты. Они очень хороши по своим художественным достоинствам. Выпускались и медные монеты. Монеты способны отражать некоторые нюансы религиозной жизни херсонесцев. Так, на медной монете IV в. до н.э. изображен коленопреклоненный воин с копьем и щитом и богиня Дева, управляющая колесницей из четырех лошадей (квадригой). В руке богини факел. Это позволило предположить, что у богини была функция носительницы света, по-гречески фосфорос. Недавно научный сотрудник Херсонесского заповедника Андрей Филиппенко сделал сенсационное открытие, обнаружив алтарь богини, на котором она также изображена управляющей колесницей. Алтарь исполнен из местного желтого известняка настоящим мастером, передавшим массу интересных деталей. Так что Херсонес продолжает радовать своих исследователей новыми открытиями.

Геракл был главным божеством Гераклеи – прародины херсонесцев. На херсонесских монетах он также находит достойное отражение. Герои и боги, покровительствующие городу, должны были охранять его от врагов. Помогали Херсонесу его боги или нет, мы не знаем, но можем уверенно говорить о том, что помогали ему стойкость и сила духа граждан, их солидарность в любви к своему Отечеству. Многие из них положили свою жизнь на алтарь родного города. Об одном из них, Ксанфе сыне Лагорина, повествуется в стихотворной эпитафии на мраморном памятнике. Текст говорит о том, что этот достойный юноша, гордость родителей, сложил свою юную голову в битве с врагами. Врагов у Херсонеса хватало всегда. Сначала скифы, затем сарматы, аланы, готы, хазары, прочие, в основном кочевые племена и народы. В 988 г. город был взят дружиной киевского князя Владимира. В том же году он и его дружина приняли здесь православие. В коротком очерке невозможно хотя бы пунктиром показать даже основные этапы двухтысячелетней истории Херсонеса, каждый из которых имеет множество тем и сюжетов.

 Срібло (январь 2008)