Партнеры

История Украины » От Сугдеи к Судаку 1800 лет истории

Посещений: 2394

Сугдея, Сугдая, Сидагиос – у греков, Сурож – у древних русичей, Судак, Сугдак, Солтак, Шолтатия – у восточных географов, Солдая, Солдайя или Сулдадия – у генуэзцев. Это далеко не полный перечень названий Судака в различные исторические периоды у разных народов. Город на берегу удобной гавани с момента своего основания служил западной границей Боспорского царства. Сюда вели сухопутные пути из Азии и Восточной Европы. Средневековая легенда говорит о том, что город основан в 212-м от Рождества Христова. Заметки на полях Сугдейского синаксаря свидетельствуют о том, что «Построена крепость Сугдея в 5720-м [Всех же лет] от построения Сугдеи до сегодняшнего дня, т. е. до 6804 года, 1084». Греческое летоисчисление велось от сотворения мира, и поэтому 212 г.н.э. соответствует 5720-му.
Ойконим «Сугдея» восходит к древнеиранскому слову «Sugda» со значением «чистый», «святой».
Археологические памятники в окрестностях Судака прослеживаются с эпохи палеолита. В Новом Свете найдены орудия труда неандертальцев, относящиеся к среднему палеолиту (80 – 30 тыс. лет до н.э.), следы открытой стоянки неандертальцев были обнаружены А. И. Полкановым в обрыве сухой речки возле м. Меганом. В окрестностях Судака и в Новом Свете найдены орудия труда эпохи неолита (10 – 4 тыс. лет до н.э.). На мысе Меганом, в Копсельской долине, у г. Алчак и на г. Караул-Оба открыты стоянки и поселения эпохи бронзы, относящиеся ко II тысячелетию до н.э. С I тысячелетия до н.э. на территории Крымского полуострова обитали племена тавров. На г. Караул-Оба открыты несколько таврских поселений – сохранились памятники культуры и быта. С западной стороны г. Караул-Оба в Кутлакской бухте полностью изучена пограничная Боспорская крепость середины I в. до н.э. – первой четверти I в. н.э. Возможно, это и есть упоминаемый письменными источниками порт в тавро-скифской земле Афинеон. В окрестностях Судака археологи нашли несколько кладов монет Боспорского периода, относящихся к IV в. до н. э. – IV в. н. э. Во II - III вв. н. э. в Крым пришли племена алан. На северной окраине с. Дачное изучено святилище этих ранних алан.
Формирование раннесредневекового Судака происходило на руинах позднеантичной крепости, как и во многих других пунктах полуострова. Со второй половины VII в. Юго-Восточный Крым попадает в сферу влияния византийской культуры и власти, окончательно утвердившихся вдоль южного побережья Таврики еще в VI в. В бухте Лимена-Кале начинает функционировать порт, о чем свидетельствуют находки свинцовых подвесных печатей византийских чиновников, обнаруженные при подводных исследованиях на дне бухты. В портовой части городища Сугдеи возникает поселение. Проникавшие в Крым со второй половины VII в. кочевые ираноязычные и тюркоязычные племена
 оседают, в том числе и на территории возрожденной крепости Сугдеи. Застав сохранившиеся фортификационные укрепления, под влиянием Византийской империи они очень быстро перешли к оседлости. Регулярная застройка в Сугдее появляется сначала только в портовой части. Именно здесь в ходе раскопок были обнаружены жилые дома, возникшие в первой половине VIII в., в конструкции которых прослеживается влияние византийских традиций домостроительства. Византийские черты приобретает и быт населения.
В начале VIII в. Судак становится епископским центром. На северном склоне крепостной горы, непосредственно возле крепостных стен, в середине VIII в. возникает христианский некрополь. В письменных источниках упоминается и присутствие в городе также хазарских чиновников, исполнявших, вероятно, разнообразные таможенные функции в приморских византийских городах, находившихся на границе Хазарских владений.
Несмотря на утверждение в городе христианства, часть населения продолжает придерживаться языческих обрядов. На северном склоне крепостной горы исследованы остатки святилища, обнесенного каменной оградой и состоявшего из хаотически разбросанных небольших очагов для жертвоприношений.
Начиная с середины IX в. застраивается и северный склон горы Крепостной. В это время в связи с увеличением количества жителей возникает новый крупный городской некрополь.
Раннесредневековая Сугдея, будучи сравнительно небольшим, но  хорошо развитым византийским городом, имела обширные предместья. В ближайшей округе Сугдеи обнаружены остатки гончарных печей для производства амфор.

В 30-е г.г. Х в. Таврика становится ареной борьбы между Хазарией и Византией. Результатом этих событий стала гибель большинства раннесредневековых сельских поселений в восточной и южной части полуострова. Разгрому подвергается и средневековая Сугдея. Несмотря на разрушения, жизнь на территории города не прекращалась.
Город начинают укреплять. Крепостные стены усиливаются башнями. К этому времени Хазарский каганат прекратил свое существование, и никем не сдерживаемые орды кочевников хлынули из Средней и Центральной Азии в Причерноморские степи. С середины XI в. они начинают оседать в городе. В середине – второй половине XI в. расширяются связи Сугдеи и всего Юго-Восточного Крыма с древнерусским государством, и прежде всего с Тмутараканским княжеством.
Для централизации византийской власти на полуострове происходит ее объединение в Херсонесе и Сугдее, что зафиксировано надписью херсонского стратига Льва Алиата (1059г.). Объединение власти позволило противостоять нарастающей угрозе со стороны кочевников и притязаниям Тмутараканского княжества.
На следующем этапе истории города он оказался в условиях политической и экономической стабильности. Судак остается под властью Византии, однако попадает, как и вся Южная Таврика, в зависимость от половцев, господствовавших в южнорусских степях с середины XI в. до середины XIII в.

С распространением половцев в районе Дона ось торговли между Русью и странами Средиземноморья постепенно стала перемещаться из западной части Черного моря к Азовскому. Новые условия торговли имели прямым результатом экономическое развитие Сугдеи, ставшей крупнейшим торговым центром половцев. Арабский историк Ибн-Аль-Асир, описавший события монгольского похода в Таврику 1223 г., прямо свидетельствует, что «…Сугдея – город команов, где они добывают свои товары, т.к. к ней причаливают корабли с одеждой. Она продается, а вместо нее покупаются девушки и рабы, лисьи, беличьи, бобровые шкуры и др. товары их страны…» Одежда, конечно, привозимая из Византии, шкуры – из России, а рабы – из различных стран Восточной Европы. Таким образом Сугдея стала в эпоху господства половцев центром торговли между Византией, Сельджукским султанатом и Южной Русью и оказалась серьезным конкурентом Херсона, вокруг которого концентрировалась византийская власть.


В 1222-м, прослышав о богатстве города, на него нападает иконийский (сельджукский) султан Ала-ад-дин Кей-Кубад. Так город оказался в зависимости от иконийского султана. С первой четверти XIII в. кочевая империя Чингисхана и его преемников нанесла поражение половцам, уничтожила Тмутараканское княжество. Судя по записям в синаксаре, 27 января 1223 г. ордынцы впервые совершили набег на Сугдею, разграбив город, вскоре оставили его (более подробно о нападении монголо-татар и его последствиях для города рассказывает арабский писатель Ибн-ал-Асир). Через 16 лет, в 1239 г., во время нашествия Батыя на Русь монголо-татары (ордынцы) вернулись вновь. Снова захватили Сугдею и теперь уже прочно осели в Крыму, который стал улусом (провинцией) Золотой Орды и управлялся наместником великого хана. В первое десятилетие ордынского владычества международная торговля в Сугдее пришла в упадок, но с середины XIII в., несмотря на большие торговые пошлины, вновь возобновилась. В городе появились византийские, венецианские, генуэзские и другие заморские купцы. Прибыли и русские. Сугдея снова стала большим международным рынком. Население Сугдеи на тот момент было около 8 тыс. человек. Не ограничиваясь получаемой данью, монголо-татары еще несколько раз совершали набеги на Сугдею. С конца XI в. население Сугдеи стало увеличиваться вследствие иммиграции армян, которые бежали от гнета  малоазийских турок, поработивших Армению. Город стал фактически независимым, принадлежащим Венеции, которая вела с Генуей конкурентную борьбу. В 1298 г. Судак захватили орды Ногая. Они нападали на город также в 1322-м, 1327-м, 1338-м. Город был опустошен, сократилась численность населения, экономика пришла в упадок (о чем писал арабский путешественник Ибн-Баттута.) В июле 1365-го, согласно данным письменных источников, генуэзский гарнизон занимает высоты Сугдеи. Солдайя, как генуэзцы нарекли Сугдею, превратилась в укрепленное поселение. Власти Кафы, где теперь был центр генуэзских колоний, запретили ей принимать и отправлять торговые суда. Солдайя управлялась на основании «Устава для генуэзских колоний на Черном море». С 1453-го положение генуэзских колоний в Крыму резко ухудшается. Турки-османы захватили столицу Византии – Константинополь, истребили жителей и взяли под контроль Босфорский пролив, чем отрезали колонии генуэзцев от метрополии. Экономическое и политическое положение в Солдайском консульстве во второй половине XVв. было сложным. Обостряются противоречия между генуэзскими феодалами и городской администрацией. Об этом свидетельствует хранящаяся в архиве Генуи переписка Христофоро ди Негро по так называемому «делу братьев Гуаско». 31 мая 1475 г. турецкая эскадра высадила большой десант и с помощью татарского войска захватила Кафу, затем другие генуэзские колонии, в том числе и Солдайю. Часть солдайцев спустилась тайным ходом к морю и бежала на кораблях. Судак для турков стал только стратегическим пунктом в системе обороны крымских владений. Город постепенно разрушался. К концу XVIIIв. Судакский кадылык (район), входящий в состав Кафинского каймаканства (провинции), включал 20 селений от Алушты на западе до Коз (Солнечная Долина) на востоке. После русско-турецкой войны 1768-74 г.г. русские войска заняли полуостров, вошедший в состав Российской империи. Крымское ханство было объявлено независимым от Турции. Но турки продолжали держаться за Крым. Для борьбы с турецкими десантами А.В. Суворов в 1778-79 г.г. укрепил побережье. На территории Судакской крепости был построен артилле¬рийский редут. Позже здесь разместился гарнизон Кирилловского полка, для которого по распоряжению Г. Потемкина в крепости были построены казармы. 21 мая 1804 г. в Судаке было создано виноградарское училище. В этом же году в непосредственной близости от крепости была основана немецкая колония (ныне пос. Уютное), просуществовавшая до 1941 г.

История архитектурно-археологического заповедника в Судакской крепости насчитывает более ста двадцати лет. С 1868 г. территория крепости находилась в ведении Одесского общества истории и
древностей. В 1925 г. здесь был создан историко-археологический музей. С 1958 г. Судакская крепость – архитектурно-археологический заповедник, филиал Национального заповедника «София Киевская». Расположенная в одном из самых живописных уголков Крыма, она привлекает интерес не только экскурсантов, но и специалистов по древней и средневековой истории.

С 1969 г. в Судакской крепости институтом «Укрпроектреставрация» проводятся регулярные историко-архитектурные исследования под руководством Е.И. Лапушинской. В 1965 – 75 г.г. в Судаке велись регулярные археологические исследования Института археологии АН Украины под руководством М.А.Фронджуло, а с 1977 г. по 2001 г. – И.А.Баранова.

В 2002 г. Постановлением Кабинета министров Украины была утверждена Комплексная программа деятельности Национального заповедника «София Киевская» на 2003-2005 г.г. и на период до 2010 г. В рамках этой программы утверждена Программа историко-археологических исследований на территории музея  «Судакская крепость» и создана постоянно действующая Судакская археологическая экспедиция заповедника. Главной задачей экспедиции является изучение средневековой городской инфраструктуры и исследование объектов, позволяющих получить новые данные о застройке территории города и его посада.В 2003 – 2005 г.г. археологической экспедицией заповедника раскопки велись на территории цитадели средневековой Солдайи, а в 2003 – 2004 г.г. изучалась территория посада средневекового города, где исследовались остатки уникальной по сохранности средневековой бани. С 2004 г. возобновились подводные археологические исследования в Судакской бухте. В 2006 г. возобновлены археологические раскопки в портовой, наиболее древней части средневекового города, а в 2007 г. исследовались крупные городские некрополи возле храма Параскевы на посаде Сугдеи.

ФАРБЕЙ Александр Михайлович –заведующий музеем «Судакская крепость» Национального заповедника «София Киевская». В 2005 г. защитил кандидатскую диссертацию. С 1987 г. принимал участие в археологических исследованиях Судакской крепости. Автор 25 научных работ, посвященных истории христианства и археологии Юго-Восточного Крыма и Судака.


МАЙКО Вадим Владиславович – ведущий научный сотрудник музея «Судакская крепость». В 1998 г. защитил кандидатскую диссертацию. С 1990 г. принимал участие в археологических исследованиях Судакской крепости. Автор трех монографий и более 100 научных работ, посвященных истории и археологии Юго-Восточного Крыма и Судака.

 


ДЖАНОВ Александр Витальевич – старший научный сотрудник музея «Судакская крепость». С 1989 г. принимал участие в археологических исследованиях Судакской крепости. Автор более 30 научных работ, посвященных истории и археологии Юго-Восточного Крыма и Судака.

Срібло (март 2008)