Партнеры

История Украины » Пора нам в оперу скорей!

Посещений: 1265
Давно вышла за пределы Украины известность наших старейших оперных театров. И когда в 2000 г. в почтовое обращение поступил блок из четырех марок, посвященных Киевскому, Одесскому, Львовскому и Харьковскому театрам, многие (и у нас, и за рубежом) встретили его с одобрением. Еще бы! Такую возможность легко и просто пересекать границы государств и знакомить мир с шедеврами архитектуры имеют разве что только электронные СМИ. Но  одно дело «холодные» электронные изображения совсем иное – «живые марки», миниатюрные вестники большого зодчества.
 Наша газета намерена познакомить читателей не только с особенностями архитектуры зданий знаменитых театров, но и бегло рассказать об истории их возведения, некоторых подробностях их функционирования и, конечно же, о роли почты в популяризации этих жемчужин архитектурного искусства.

Сегодня речь об Одесском оперном. Его строительство обусловила… драма: предшественник некогда пленительной красоты элементов  древнегреческой  архитектуры – Городской театр –  сгорел в ночь на 2 января 1873 г. Как считали многие одесситы того времени, это было проявление злого рока… Литератор и краевед Александр де Рибас, внучатый племянник Иосифа де Рибаса, основателя Одессы, впоследствии вспоминал о тяжелых переживаниях своего отца, его единомышленников по поводу затевавшейся в 1872 г. реконструкции старого театра, построенного в 1809 г.

Действительно, с десятилетиями внутреннее устройство театра устарело и вызывало некоторые неудобства: тесноватый, с низкими коридорами, без отдельных выходов в верхние ярусы… Знать сетовала, что при выходе из театра ветер между колонн – шести коринфских красавиц (В.Ф.) – пронизывал холодом декольтированных дам… И местные власти из утилитарных соображений взялись исправлять «романтику одесской старины». Трудно поверить, но в угоду увеличения… буфетного зала колоны замуровали. И они, став пилястрами, по образному выражению Александра де Рибаса «стиснув зубы, превратили театр из храма в коробку».

Пожар по причине возгорания газа, применявшегося для освещения театральных часов, нанес непоправимый ущерб зданию. Его руины разобрали и на освободившемся месте по проекту венских архитекторов И.Фельнера и Г.Гельмера в 1884 г. началось строительство нового – нынешнего театра. Через три года (!) возведение чудо театра завершилось. В его архитектуре преобладает стиль венского барокко. Над главным входом высится двухъярусный портик, который венчает скульптурная композиция «Мельпомена». На фронте портика римскими цифрами указаны годы начала и окончания строительства (MDCCCLXXXIV – MDCCCLXXXVII), а строкой ниже: «ARDEBAT. ANNO MCM LXV» (горел в год 1925) – вот уже поистине мрачная каприза судьбы. Но театр уцелел. Тяжелый занавес «отсек» источник пожара от зала.

Но продолжим о красивом.

Снизу, у главного входа, фасад украшают две крупные скульптурные группы: слева – сцена из трагедии Еврипида «Ипполит», справа – сцена из комедии Аристофана «Птицы». В круглых нишах по дуге фасада (с обеих сторон) над третьим этажом установлены бюсты композитора М.И.Глинки, поэта А.С.Пушкина, писателей Н.В.Гоголя и А.С.Грибоедова.

Внутри здание театра оформлено роскошно: высокохудожественная лепка, изысканные орнаментальные элементы, блеск позолоты… Пятиярусный зал на 1665 мест особенно праздничен. Непроходящее восхищение вызывают богато украшенные ложи, балконы, галерея, а роспись потолка – восторг! Плафон центральной люстры расписан венским художником Лефлером, который изобразил сцены из пьес Шекспира: «Гамлет», «Сон в летнюю ночь», «Зимняя сказка», «Двенадцатая ночь». Огромная тяжеленная бронзовая люстра,  спускающаяся с потолка, до того искусно сработана, что кажется почти невесомой и ажурной.

На сцене театра выступали многие звезды всех времен. Тут звучал лирический тенор Л.Собинова, И.Козловского, С.Лемешева, услаждал слух баритон П.Лисициана, рокотал бас Ф.Шаляпина… Здесь своим лирико-драматическим сопрано покоряла С.Крушельницкая, лирико-колоратурным – А.Нежданова. А уж ближе к современности – голоса Б.Руденко,  Г.Олейниченко, Г.Поливановой. Заслуженные и народные… Всех не перечислить.  Не менее впечатляющ и «список» мастеров балета: А.Павлова, Г.Уланова, О.Лепешинская, М.Плисецкая, И.Михайличенко, С.Вальтер, В.Каверзин…

За дирижерским пультом зрители видели П.И.Чайковского, Н.А.Римского-Корсакова, А.Глазунова, А.Рубинштейна и еще многих-многих великих композиторов. Упоминание обо всех, даже только вскользь, может занять все полосы газеты, а потому прервусь.

… Весна 1944 г. Большая угроза нависла над театром. Фашистские оккупанты, готовясь к уходу из города, заминировали театр сорока мощными зарядами. И только самоотверженность работников сцены и партизан предотвратила беду, а подоспевшие армейские саперы ликвидировали угрозу.

Новую жизнь в здание театра вдохнули ремонтные работы в 60-е годы прошлого столетия. Силикатизация фундамента, реставрация помещений и оформление их, реконструкция технических цехов, введение плунжерной системы на три десятилетия обновили театр и обеспечили его функционирование.

К тому времени прочно вошли в быт и моду художественные маркированные конверты, издававшиеся Министерством связи СССР в целях популяризации общественно-политических событий в стране, достопримечательностей городов, достижений науки, техники, спорта, культуры. Это, так сказать, один аспект. Другой – это обеспечение удобства корреспондирования широких масс. На конверты не нужно было клеить марки, нет необходимости ходить на почту, т.к. все знаки почтовой оплаты были напечатаны на самих конвертах и обеспечивали бесхлопотную отправку писем (наземных и авиа) весом до 20 грамм. Такие конверты сокращенно называют ХМК. Таким же образом обозначают и маркированные карточки.

Так вот, Одесский театр оперы и балета впервые был воспроизведен на ХМК в 1957 году, и с тех пор его здание стало хрестоматийным сюжетом ХМК СССР. С 1967-1990 год включительно здание театра более десяти раз украшало конверты и почти столько же раз – почтовые маркированные карточки. Я преднамеренно акцентирую внимание на слове маркированные, ибо только такие вещи коллекционируют филателисты.

Лакомыми для филателистов являются и специальные гашения. Это оттиски специальных штемпелей (в отличие от повседневных календарных инструментов), которые изготовляются, чтобы таким путем отметить то или иное событие. Как правило, специальные штемпеля иллюстрированы, что повышает эффект их восприятия и усиливает их воздействие.

Впервые таким инструментом почтовики обрабатывали корреспонденцию по случаю 75-летия Одесского государственного академического театра опера и балета 24.12.1962 г.

В независимой Украине Одесский оперный не менее обласкан почтовиками. В1995 г., как раз в период его подготовки к закрытию на капитальный ремонт, был издан ХМК. В многотрудное десятилетие спасения театра (именно спасения, ибо здание нуждалось в радикальном укреплении фундамента, капитальном ремонте внутренних интерьеров, обновлении фасада и др.) одесситы дважды обращались к Укрпочте с просьбой изготовить и применить специальные штемпеля, главным мотивом которых было бы здание всемирноизвестной жемчужиной градостроения. И оба раза почта положительно откликалась. В день рождения города (1996 г.) и во время Недели письма (2004 г.) специальные гашения корреспонденции стали своего рода акциями в поддержку реконструкции дива.

И настал долгожданный день Новорождения. 22.09.2007 г. на торжества съехалось множество именитых гостей. В торжественном заседании участвовал Президент Украины Виктор Ющенко, который прямо на сцене подписал Указ о присвоении театру статуса Национального. Естественно не обошлось без памятных почтовых сувениров. На радость филателистам был выпущен конверт, который франкировался «Собственной маркой» (модное нововведение, охватившее многие страны мира, когда рядом с государственной маркой на купоне подается изображение, в данном случае – театра) и обрабатывался специальным штемпелем. Примечательно, что на нем впервые не дано изображение здания, а предпочтение отдано одному из выразительнейших украшений – скульптурной композиции «Мельпомена».

А «новорожденному» исполнилось 120 лет…

Срібло (январь 2008)