Партнеры

История Украины » Свято-Троицкий собор – глоток святой истории родного края.

Посещений: 1943

Не раз вы, наверное, слышали о том, что в Новомосковске есть уникальный памятник архитектуры мирового значения – деревянный собор, построенный без единого железного гвоздя. Но, поверьте, не только особенностью своей конструкции уникально это старинное деревянное здание, его судьба – не менее поразительна и интересна.

Описывать всю красоту Свято-Троицкого собора простому журналисту незачем, так как с этой задачей еще в 1968 году талантливо справился один из наибольших романтиков среди украинских писателей ХХ столетия – Олесь Гончар. Ведь именно Свято-Троицкий собор в Новомосковске стал прототипом собора в селе Зачиплянке в романе «Собор». Свято-Троицкая святыня, которой в этом году исполняется 230 лет, пережила  немало трудностей на своем веку. Началась ее история в 1773 г., когда казаки из Новоселицы (теперь Новомосковск) решили возвести новую трехпрестольную церковь. И хотелось им, чтобы в сооружении храма не использовалось ни одного железного гвоздя. Для строительства новой церкви запорожцы пригласили мастера из Харьковской губернии Акима Погребняка. Аким предложил построить церковь с 9-ю куполами и в том же 1773 году начал возведение святыни. А завершилось строительство 13 мая 1778 г.  
Но порывы «злых ветров» не раз угрожали существованию собора, и сильнее всего ощущались они в 20-е – 30-е годы ХХ столетия, когда большевистскими атеистами был объявлен курс на уничтожение всего, что было связано с православной верой. В 1930 году здание собора вообще превратили в склад «Заготзерно», и здесь звучало отнюдь не слово Божье.
Но все эти горестные события в прошлом. Сейчас собор живет обычной жизнью. Здесь, как и в старые времена, по православному обычаю, проводят службы, крестят малышей и взрослых, венчают влюбленных. И бесконечным потоком идут к благодатному месту верующие люди для того, чтобы увидеть архитектурное чудо и помолиться.

 

Вот как автор описывает святыню в своем произведении: «…собор стоїть над селищами в задумі один серед тиші, серед світлої акацієвої ночі, що більше не на ніч схожа, а на ... антиніч. Вона тут надзвичайна, ця антиніч, вона ніби зачаклована видивом собору, заслухана німої музики його округлих, гармонійно поєднаних бань, наростаючих ярусів його співучих ліній... собор ще повен далекою музикою, гримить обвалом літургій, перелунює православними месами, піснеспівами, ... він ще повен....людських поривів, надій....»

Срібло январь(Май 2008)