Партнеры

История Украины » Тайны Ханского Дворца

Посещений: 4488

Покинув Север наконец,
Пиры надолго забывая,
Я посетил Бахчисарая
В забвеньи дремлющий дворец…
А.С. Пушкин, поэма «Бахчисарайский фонтан»

Нигде в Крыму невозможно так полно и глубоко ощутить дух средневековья, как в Бахчисарае и его окрестностях. Как сказано в одном старом путеводителе: «редко кто из путешественников решится миновать Бахчисарай и лишить себя возможности видеть этот характерный уголок, в котором среди Европы приютился и держится бледнеющий облик Азии…». Но всему миру бывшая столица Крымского ханства известна благодаря своей главной достопримечательности - резиденции крымских ханов Гиреев Хансараю с его величественной мечетью, печальными усыпальницами-дюрбе и неоднократно воспетым поэтами Фонтаном слез.

И Ханский Дворец, и сам древний город с почти сказочным названием ( Бахчисарай в переводе с крымскотатарского означает дворец-сад) окружены многочисленными легендами, причем как трагическими, так и романтическими. Но наравне с поэтическими преданиями существуют и вполне научные факты, из которых состоит история Ханского Дворца – история, надо сказать, непростая, прошедшая испытание не только временем, но и правителями разных поколений, революциями и пожарами.

ИСТОРИЯ ХАНСАРАЯ

Ханский Дворец в Бахчисарае был построен как родовая резиденция династии Гиреев – правителей Крымского ханства. И хотя в Крыму существовало еще пять так называемых малых ханских дворцов - старый дворец Девлет-Сарай, дворцы Улаклы-Сарай, Алма-Сарай, Качи-Сарай, Сюйрень-Сарай - это были загородные виллы ханского рода, главным же местом пребывания крымских государей всегда оставался Бахчисарай.

За те, почти два с половиной столетия (с 1530-х до 1783 г.) которые Хансарай служил резиденцией главы Крымского государства, его внешний облик претерпел существенные изменения. Непросто в точности восстановить ту последовательность перемен, которая в итоге привела к нынешнему облику Хансарая. Почти при каждом новом правителе во Дворце появлялись новые сооружения, производились ремонты. Крымские ханы ставили себе памятники на века в виде дворцовых построек, ряд которых можно видеть в Бахчисарае поныне.

Так, при Девлете I Гирее во Дворце встало первое ханское дюрбе, при Исляме III Гирее - второе дюрбе и зал собраний, при Бахадыре I Гирее - еще одно помещение для официальных приемов. Каплан I Гирей увековечил память о себе в сооружении Золотого фонтана. Селямет II Гирей возвел беседку, названную его именем. Его имя также запечатлено на многих постройках Дворца (в частности, Большой Ханской мечети) восстановленных им после пожара, что практически разрушил Дворец во время русского вторжения. Арслан-Гирей построил рядом с Ханской мечетью медресе. И, наконец, наиболее известный обывателям Крым-Гирей возвел прекрасное дюрбе Диляры-бикеч, знаменитый Фонтан слёз и богато украсил внутренние покои Дворца. В итоге Ханский Дворец стал истинной летописью рода Гиреев, большинство представителей которого внесли вклад в его великолепие.

С течением времени менялись архитектурные и орнаментальные стили: лаконичные узоры стенных росписей 17 в., изображавшие гроздья винограда и плиты мрамора, сменялись изысканными растительными композициями в стиле "крымского рококо"; на смену торжественным гулким залам 16 века в 18 столетии во Дворце начали строить легкие киосковые постройки. Этот список можно продолжать: внимательное изучение Дворца может дать довольно ясный срез чередования стилей в крымскотатарском архитектурном искусстве.

Кстати, последний крымский хан Шахин - Гирей, вошедший в историю как великий авантюрист, погубивший в итоге собственную страну, имел намерение перенести крымскую столицу из Бахчисарая в Кефе (ныне Феодосия). Он даже начал было постройку новой резиденции - но, потеряв в 1783 г. власть, не успел реализовать своего плана.

В имперский период во Дворце постоянно пребывал полицейский чин, при наличии разрешения губернатора позволявший важным гостям осматривать бывшую ханскую резиденцию. Время от времени Дворец посещали императоры и члены императорской фамилии - естественно, что по этой причине объект был "режимным" и доступ туда был открыт далеко не всем. Исключение было сделано во время Крымской войны 1854-55 г., когда здесь размещался лазарет.

После Февральской революции было немало желающих присвоить уникальный памятник - но, к счастью, нашлись люди (в частности, художник Усеин Боданинский), которые сумели убедить Временное правительство в необходимости устроить здесь музей. Благодаря Боданинскому Дворец с тех пор и поныне является музейным учреждением.

Тот облик, который Хансарай имеет сейчас, в общих чертах сложился в 18 веке, когда орнаментальное и строительное искусство Крымского ханства достигло высот совершенства.
Несмотря на то, что Дворец – это редкостный и великолепный памятник архитектурного искусства, сегодня перед нами лишь тень былого величия. Пожар, устроенный без всякой военной необходимости прорвавшимся в Бахчисарай царским фельдмаршалом Минихом в 1736 г., не принес такого вреда Дворцу, как "реставрации" 19 века. Раны миниховского разгрома были залечены Селяметом II Гиреем и другими ханами, достаточно быстро вернувшим Дворцу его прежний облик и даже сделавшими его более современным. Однако многочисленные ремонты, имевшие место после российской аннексии Крыма в 1783 г. мало что принесли Дворцу, кроме вреда.

История этих ремонтов берет начало в 1787 г., когда Дворец готовили к приезду в Бахчисарай Екатерины II. Как правило, и в будущем подобные работы совпадали с подготовкой Дворца к приему очередного коронованного гостя. Чаще всего ремонты проводились случайными людьми, которые мало интересовались традициями местной архитектуры, подходя к ремонту Дворца со стандартными мерками. В итоге внутренние покои Хансарая переделывались на “европейский” лад в худшем варианте провинциальной безвкусицы, уникальные росписи придворных художников замалевывались фантазиями бравшихся за кисти отставных унтер-офицеров (таких "творцов" было дешевле всего нанять), а ветхие строения взамен ремонта попросту сносились. Так, например, в 1820-х гг. архитектор Колодин уничтожил три из четырех зданий гарема, Зимний дворец, обширный банный комплекс и многие другие ценные постройки.

Цари гневались за искажение экзотического облика Дворца, ревизоры обнаруживали бреши в сметах – но помочь искалеченному памятнику это, конечно, уже не могло. В том же духе действовали ремесленники от реставрации вплоть до 1930-х гг. Достаточно сказать, что за прошедшие два столетия площадь дворцового комплекса сократилась с 18 до 4 га. Научно обоснованная реставрация началась лишь в 1960-х гг. – и благодаря ей общий вид Хансарая сегодня куда ближе к первоначальному, чем еще 20-30 лет назад. В 2003 году во Дворце была предпринята новая серия ремонтно-реставрационных работ, во время которых под тщательным научным контролем старались по крупицам восстановить оригинальный и неповторимый изначальный облик ханской резиденции.

ЛЕГЕНДЫ И ТАЙНЫ ДВОРЦА

Документально подтвержденную историю Хансарая сопровождает множество легенд и преданий, зачастую гораздо более известных и популярных, чем научно обоснованные факты. Например, существует интересная легенда, рассказывающая о возникновении фамильного герба ханов Гиреев.

Бахчисарайский дворец встречает гостей арочным входом, над которым в прямоугольнике нарисован знак в виде двух пресмыкающихся зеленого цвета, которые сражаются между собой. История возникновения этого знака такова. В XVI веке Крымское ханство опасалось двух могущественных врагов - Золотой Орды и Османской империи. Хан Менгли-Гирей ломал голову, как избавиться с одной стороны от бывших соратников — Золотой Орды, от которых он обособился, а с другой — от воинственных турков. Положение на тот момент было напряженным. Но тут с сыном хана случилась интересная история. Парень пошел на охоту, присел у речки отдохнуть и вдруг увидел схватку двух змей. Сцепившись в клубок, гады шипели, стараясь нанести друг другу смертельную рану. Одна змея, поменьше, совсем уж было сдалась, но неожиданно из кустов выползла третья претендентка на победу. Поединок возобновился. В итоге крупные змеи в пылу схватки покатились куда-то в заросли. А маленькая змейка осталась лежать - полужива-полумертва. Но спустя несколько минут она нашла в себе силы, поползла к речке, поплавала, а потом скользнула в кусты .

Гирей-младший решил, что это вещий знак и поспешил рассказать об увиденном отцу. Мол, крупные змеи — это Османская империя и Орда, а мелкая, но живучая — Крымское ханство. Менгли-гирею очень понравилась такая трактовка. В итоге Гиреи разработали стратегию, как уходить от более могущественных врагов, сталкивая их. А на месте змеиного поединка Менгли-Гирей в 1502 году основал дворец, вокруг которого разросся город. С тех пор две сражающиеся змеи стали фамильным гербом Гиреев. Причем, заметьте, там нет «главной» — третьей. Она, как самая хитрая, — за кадром.

Но самой известной легендой, связанной с Бахчисарайским дворцом , конечно же, является грустная история любимой жены хана Крым-Гирея Диляры-бикеч, в честь которой и был воздвигнут Фонтан слез. В классическом варианте она звучит следующим образом. Однажды грозный хан Крым -Гирей, славившейся своей свирепостью и жестокостью, неожиданного для самого себя влюбился в юную невольницу. Впервые за свою долгую жизнь Крым-Гирей почувствовал, что и его сердце способно любить и страдать. Но счастье старого хана было недолгим – Диляра быстро зачахла в неволе и вскоре умерла. Безутешный Крым-Гирей поместил тело возлюбленной в мавзолей-дюрбе, а потом вызвал к себе иранского мастера Омера и приказал: «Сделай так, чтобы камень через века пронес мое горе, чтобы он плакал, как плачет мое сердце». Тогда талантливый Омер и создал фонтан в виде композиции из маленьких чаш, вода из которых стекает скупыми каплями, как мужские слезы. В таком виде фонтан дошел и до наших дней.

Кстати, существует несколько одинаково распространенных вариантов этой легенды. Сюжет их, в принципе, одинаков, разночтения в основном касаются личности любимой жены Крым-Гирея. По одной из версий, она была христианкой – полькой Марией из рода Потоцких (эта легенда стала популярна благодаря знаменитой поэме Пушкина «Бахчисарайский фонтан»), по другой – гречанкой Дионой Хионис. В любом случае, неоспоримо одно: женщина, сумевшая покорить сердце свирепого хана и оставить память о себе на века, явно была особенной, неординарной личностью.

Стоит также отметить, что богатая история Бахчисарая и Ханского Дворца, неповторимая красота и очарование этого места всегда привлекали к нему людей искусства. Одним из своеобразных первооткрывателей Крыма были русский пейзажист и баталист Михаил Иванов, рисовали Бахчисарай также Никанор Чернецов, Илья Репин, Василий Суриков, Иван Крамской и т.д. В разное время Бахчисарай посещали и описывали его в своих произведениях и путевых заметках Александр Пушкин, Адам Мицкевич, Михаил Коцюбинский, Петр Вяземский, Александр Грибоедов, Алексей Толстой, Иван Бунин. Василий Жуковский и другие известные писатели. В итоге набралась бы, пожалуй, целая книга из их писем, описаний, стихов и дневниковых записей, посвященных городу и Бахчисарайскому Дворцу.

Не меньшую значимость для ученых, искусствоведов и просто ценителей прекрасного Дворец имеет и сегодня. Помимо того, что Хансарай является национальной святыней крымскотатарского народа, Бахчисарайский Дворец - важнейший исторический памятник эпохи Крымского ханства, единственный в мире образец крымскотатарской дворцовой архитектуры, а также уникальный для Европы (наряду с дворцами Альгамбра в Испании и Топ-Капы в Турции) целостный дворцовый комплекс ближневосточного цивилизационного круга. То, что Бахчисарайский Ханский Дворец является памятником истории и культуры общемирового значения, подтверждает начавшаяся процедура включения Хансарая в Список Всемирного Наследия UNESCO.

 

При подготовке статьи использованы материалы официального музейного веб-сайта Бахчисарайского историко-культурного заповедника http://www.hansaray.org.ua