Партнеры

Коллекционерам » Статьи » Героический пилот и ... строчная буква «Ф»

Посещений: 2803

В минувшем апреле исполнилось 75 лет событию, которое в ту пору взволновало весь мир. Затаив дыхание, неравнодушные во всех уголках Земного шара следили за эпопеей спасения челюскинцев из ледяного плена суровой Арктики.

 

13 февраля 1934 года пароход ледокольного типа «Челюскин» (кстати, названо судно в честь Семена Челюскина (1700-1760 гг.), русского полярного исследователя, выявившего северную оконечность Азии, которую впоследствии назвали мысом Челюскин) на девятом месяце полярного плавания был раздавлен льдами в Чукотском море. На борту судна с экипажем 51 человек находились еще 125 – ученые-полярники и смена зимовщиков для острова Врангель. Возглавлял экспедицию начальник Главного управления Северного морского пути профессор О.Ю Шмидт. В драматической ситуации гибели судна, участники экспедиции высадились на лед и начали борьбу за выживание.

Около двух месяцев велась спасательная операция, в которой участвовали семь летчиков, чьи имена еще не одно десятилетие были на слуху: М.Водопьянов, И.Доронин, Н. Каманин, С.Леваневский, А. Ляпидевский, В.Молоков, М.Слепнев. Уж сколько посадок и взлетов совершили они, курсируя между дрейфующей льдиной и материком (мыс Ванкарем), можно лишь гадать, но вот дата спасения партии людей известна доподлинно – 13 апреля 1934 года.

Героизм полярных летчиков побудил к учреждению высокой правительственной награды – звания Героя Советского Союза. И все семь пилотов были первыми, кому оно было присвоено (20 апреля 1934 г.).

А в ознаменование подвига полярников почта СССР в конце января 1935 г. издала великлепную серию марок, на которых художник В.Завьялов искусно передал и типы самолетов, и фрагменты операции спасения людей, и колорит Арктики. А главное – портреты героев. Эти марки до сих пор восхищают! И в будущем не будет им забвения.

Но особая судьба была уготована марке, посвященной Сигизмунду Леванескому (1902-1937 гг.), совершившему несколько знаменитых дальних перелетов. К сожалению, первый из них, планировавшийся как перелет «Москва-Северный полюс-Сан-Франциско», закончился неудачно. Однако филателистический резонанс этого предприятия был велик. Да настолько, что и по сей день будоражит коллекционеров. Что же произошло? Обратимся к фактам.

3 августа 1935 года летчики С.Леваневский, Г. Байдуков и В.Левченко на самолете АНТ-25 намерились перелететь из Москвы через Северный полюс в США. Но, преодолев 2 тысячи километров, вынуждены были прервать полет: двигатель начал давать сбои...Отрицательного исхода, конечно, никто не ожидал. Напротив, уверенность в успехе задуманного была так велика, что окрылила почтовиков, которые, не без согласия политического руководства, провели громкую пиар-акцию. В день полета на Московском главпочтамте поступили в продажу ранее выпущенные марки, посвященные С.Леваневскому, с надпечаткой на них памятного текста: «Перелет/Москва-Сан-Франциско/ через Сев. Полюс/1935» и нового номинала - «1р.». То есть марка с изначальным номиналом (стоимостью) 10 коп. подорожала в десять раз.

Возникший ажиотаж (никто не знал, каким тиражом выпущена новинка) подогревался и ограничением возможности ее приобретения: марка продавлась только в одном месте и только по одному экземпляру в руки! Там же, на Московском главпочтамте, принимались заказные карточки и письма, которые должны были переправляться в США на борту АНТ-25. Франкирование корреспонденции маркой с надпечаткой дополнялось проставлением оттиска специального резинового штампика (сама марка погашалась обычным календарным штемпелем), что, естественно, усиливало эффект восприятия.

И хотя самолет до цели не долетел, а перевозившаяся на нем почта возвратилась в Москву и оттуда была направлена по назначению иными рейсовыми самолетами, филателистическая ценность таких «игрушек» остается стабильно высокой.

Но все было бы, как говорится, терпимо (имеется в виду стоимость марок с надпечатками, которая колеблется пределах 300 долларов США за одну штуку), если бы почтовики, мягко говоря, не усложнили жизнь филателистам допущенной орфографической ошибкой: на марках, расположенных в четвертом горизонтальном ряду 25-тимарочных фрагментов листов, подвергшихся надпечтаке, слово «Франциско» начали не с прописной, а со строчной буквы «ф». То есть пятая часть надпечаток оказалась с изъяном. А как известно, изъян на марке - это для филателистов «радость со слезами на глазах», которая бьет по карману. В данном случае - вдвое. Но и этого почтовикам показалось мало. Они сподобились на перемонтаж клише, чтобы надпечатка была сделана вверх ногами! Да еще на светлой части марки. Да еще только на десяти экземплярах из пятидесяти! Такая медвежья услуга почты обходится филателистам в десятки тысяч долларов США. По последним данным, «Леваневский» с перевернутой надпечаткой и правильным написанием слова «Франциско» тянет уже на 50 тысяч долларов США, а с надпечаткой, в которой маленькая буква «ф» - втрое (!) дороже...

Что же касается почтовых отправлений, франкированных марками с перевернутыми надпечатками (в которых даже правильное написание слова «Франциско»), то такими обладают единицы! Но читателям, благодаря журналу, предоставлена возможность созерцать такое чудо. Что ж, удовольствуемся этим...