Партнеры

Коллекционерам » Статьи » Серебро античного Херсонеса: неувядающая красота

Посещений: 4858

Тысячелетия отделяют нас от великой древнегреческой цивилизации, заложившей во многих ключевых моментах основы цивилизации современной. Мы не устаем поражаться величию духа, уму и талантливости древних греков. Северное Причерноморье, занимающее территории юга современных Украины и России, в античные времена было освоено и заселено греками. Начиная со второй половины 7 в. до н.э., когда была основана первая греческая колония на острове Березань, и в следующие столетия, здесь возникает большое число греческих поселений, многие из которых в дальнейшем превращаются в процветающие города, оставившие свой заметный след в истории. Среди них выделяется Херсонес Таврический — город, возникший на берегу Карантинной Бухты (современный Севастополь), скорее всего, в первой половине 5 в. до н.э. Херсонес был единственным городом в Северном Причерноморье, основанным представителями дорийской ветви греческого народа. Дорийцы отличались от других эллинов, как называли себя все древние греки, прежде всего, большей воинственностью, и несмотря на существенные культурные и языковые отличия отдельных племен, ощущали себя единым народом. Достаточно сказать, что дорийцами были спартанцы — лучшие воины во всей Элладе. Боевой дух не был чужд и жителям Херсонеса, не одно столетие служившим форпостом цивилизации, противостоящем агрессивным варварским ордам. Граждан города с младых лет готовили к поприщу воина-защитника своей Родины. Но не следует представлять херсонеситов грубыми солдафонами. Они были достойными детьми греческого народа. В Херсонесе был свой театр, свои историки, литераторы и художники.

 

Здесь мы остановимся только на одном моменте приложения херсонеситами своих художественных дарований, а именно гравировке штемпелей для монет. Совершенство техники и тонкий вкус херсонесских резчиков вызывают искреннее восхищение. Остановлюсь коротко на истории херсонесской серебряной чеканки, акцентируя внимание на ее наиболее существенных достижениях. Город, возникший в первой половине 5 в. до н.э., уже к концу этого столетия осуществляет выпуск собственной монеты. Для греков монета была одним из атрибутов национального суверенитета. Каждый город, выпускавший монету, помещал на ней главные святыни своего полиса, как называли города-государства, — собственный герб, изображения богов и героев, покровительствующих данному городу. У жителей Херсонеса было два любимых божества — Геракл и Дева. Геракл был покровителем всех дорийцев, потому и город, из которого переселились первые жители Херсонеса, назывался в честь героя — Гераклеей. Изображение героя или его атрибута — палицы прочно утвердились в монетных типах Херсонеса в первых столетиях его существования. Другое верховное херсонесское божество — Дева — было любимо и популярно в городе на протяжении всей его тысячелетней языческой истории. Дева, или по-гречески Парфенос — божество, известное только в Херсонесе. Однако изображение богини практически передает образ общегреческой богини охоты Артемиды, при этом в основу культа херсонесского божества положено только одно из ее свойств, а именно — девственность.

Первые херсонесские серебряные монеты были выпущены, скорее всего, еще в конце 5 в. до н.э. Это уникальные по редкости монеты крупных номиналов, техника чеканки которых имеет явно архаические черты: глубоко вдавленное изображение оборотной стороны, неправильная форма монетного кружка. Изображение богини Девы на лицевой стороне первых монет также весьма архаично: крупный нос, широкие губы, прическа, скрепленная специальной сеткой-кекрифалом. Такие прически на изображениях 4 в. до н.э. практически отсутствуют. На оборотной стороне монет мы наблюдаем сокращение названия города, палицу — эмблему Геракла и рыбу, возможно, атрибут Аполлона — божественного брата-близнеца Артемиды. Культ божественной троицы — Артемиды, Аполлона и их матери Латоны (Лето) был весьма распространен в Херсонесе.

 

Если монеты первой серии трудно отнести к шедеврам античной нумизматики, то монеты второй серии, безусловно, таковыми являются. Особенно хороши изображения Девы на лицевых сторонах монет. Богиня изображена in face с легким поворотом головы влево, широко открытые глаза смотрят прямо на зрителя, короткие волосы завиты в причудливые кудри. Лицо преисполнено спокойного благородства — столь характерного для искусства зрелой греческой классики. Мода на фасовые изображения на античных монетах утвердилась в конце 5 в. до н.э., а к середине следующего 4-го столетия она почти повсеместно сходит на нет. Херсонесский выпуск датируется серединой 80-х гг. 4 в. до н.э., по аналогии с очень близкими по стилистике портрета монетами греческого города Лариса, что в Фессалии. Еще один выпуск очень красивых и ныне очень редких монет Херсонес осуществил около середины 4 в. до н.э. Здесь черты лица богини Девы имеют слегка лукавый, игривый, вид. Во второй половине 4 в. до н.э. Херсонес чеканил преимущественно медную монету крупных номиналов. Это не означает, что серебряная монета совсем не выпускалась, просто в связи с переходом города к иной весовой системе, старые монеты изымались и переплавлялись на новые. Все известные монеты этого времени уникальны — все они известны в одном экземпляре. На этих серебряных монетах впервые в херсонесской нумизматике появляется изображение Геракла, причем образ героя явно заимствован с серебряных монет Александра Македонского. Херсонес по способу своего государственного устройства был типичной демократической республикой, но в городе были и сторонники иных политических направлений: аристократы, олигархи. На рубеже 4 и 3 столетий до н.э. в городе шла ожесточенная политическая борьба между сторонниками различных политических лагерей. Об этих событиях рассказывает замечательная надпись на мраморной плите, так называемая «гражданская присяга херсонеситов». Из надписи следует, что, в конце концов, в политической борьбе победили сторонники демократической партии, а их противники были удалены в изгнание. Бурные события этой эпохи нашли отражения и в нумизматических памятниках. По всей территории Херсонесского государства, а занимало оно весьма большую по древним меркам территорию — вся прибрежная полоса от Балаклавской бухты и почти до Перекопа, находят клады херсонесских монет, которые были спрятаны, но, в силу каких-то обстоятельств, не востребованы владельцами.

 

После победы демократов начинается невиданный расцвет херсонесской экономики. Город выходит на второе место в Причерноморье как экспортер продукции в амфорной таре, прежде всего — вина. Херсонесские амфоры часто находят в скифских курганах на территории Украины, а некоторые находки происходят даже с территории южной России, Воронежской и Тульской областей, в частности. Рост экономики выразился и в том, что начиная с начала 3 в. до н.э. город в течение нескольких десятилетий чеканил исключительно серебряную монету. У древних греков при чеканке монеты использовались разные системы веса. Поскольку Херсонес имел торговые связи с многочисленными греческими государствами, то и свою монету он чеканил в различных системах. Так, в начале 3 в. до н.э., выпускаются серебряные монеты в легкой персидской системе, как и в его материнском городе, метрополии — Гераклее Понтийской, наряду с монетами в родосской весовой системе, которая использовалась его многими торговыми контрагентами. Выдающийся российский нумизмат, Александр Львович Бертье-Делагард, впервые обративший внимание на эту особенность херсонесской чеканки, указал, что на монетах родосского веса изображали портрет Девы, а на монетах персидского веса — портрет Геракла, для того, чтобы легко отличать серебро, чеканенное в разных весовых системах. Он называл первые — монетами группы Девы, а вторые — монетами группы Геракла. Характерно, что многие монеты обеих групп сопровождались надчеканками в виде пучка молний, дельфина и монограммы имени богини Девы — ПАР. Природа надчеканок на монетах в древности не всегда понятна, но скорее всего, они указывали на какие-то манипуляции с её курсом.

 

Серебряная чеканка начала 3 в.до н.э. соответствует пику стабильного развития монетного дела Херсонеса, после которого начинается денежный кризис. Первыми его признаком и было появление надчеканок. Не следует забывать, что Херсонес был государством с достаточно развитой рыночной экономикой: сельским хозяйством и ремеслом. Однако набеги варваров, вероятно, скифов подорвали инфраструктуру сельской территории Херсонесского государства и послужили главной причиной экономических трудностей. Херсонес не сразу отказался от чеканки серебра, но серебряные монеты эпохи кризиса очень сильно теряют в весе — в два и более раза, при том, что резко ухудшается качество монетного сплава.

Что касается качества работы херсонесских резчиков монетных штемпелей, то оно оставалась по-прежнему очень высоким. Некоторые монеты являют собой настоящие шедевры античной мелкой глиптики. В конце 3 в. до н.э. экономика Херсонеса несколько стабилизируется, вероятно, были достигнуты какие-то соглашения со скифами, и противостояние двух народов на время прекратилось. Взамен всех остававшихся в обращении серебряных монет была отчеканена новая серия очень симпатичных монет. Особенно выделяется эстетикой изображения старший номинал с изображением Девы в башенной короне. В древней Греции богини и нимфы в таких головных уборах, как принято считать*, всегда выполняли функцию защитниц родного города. Не был исключением и Херсонес. После этого выпуска серебро в Херсонесе чеканилось лишь дважды. Один раз в эпоху великого царя Митридата Евпатора, который патронировал город и второй — уже в римскую эпоху. Но оба выпуска были весьма малочисленными и не оставили заметного следа в херсонесской нумизматике. Отдельные экземпляры серебряных монет Херсонеса эпохи его независимости, без сомнения, принадлежат к лучшим образцам монетного искусства древней Греции.