Партнеры

Коллекционерам » Статьи » Искаженные шедевры

Посещений: 1371

Небрежность и безответственность в издательском деле часто вводит в растерянность коллекционеров. Так, издательство «Изобразительное искусство» в 1971 г. выпустило почтовую карточку «Вид Тиволи близ Рима» с сюжетом картины Ф.М. Матвеева, а в 1985 г. она была переиздана под названием «Вид в окрестностях Тиволи». Размеры репродуцированного полотна сильно отличались друг от друга, на что и обратили внимание коллекционеры. Согласно каталогу картин, хранящихся в Третьяковской галерее, под этими названиями хранятся два разных полотна. После осмотра оригиналов выяснилось, что правильное название указано на открытке, изданной в 1971 г.

 

Другая оплошность была допущена в монографическом комплекте «В.Г. Перов», изданном в 1989 г. «Изобразительным искусством», в который вместо изображения портрета первой жены художника Е.Э. Перовой был включен портрет его второй жены Е.Е.Перовой. На самом деле это полотно было создано в 1975 г., а не в 1868 г., и хранится оно в Кишиневе, а не в Минске, как указано на открытке.

 

Часто на открытках искажается также информация о местонахождении картин. Например, на карточке, изданной в 1977 г. «Изобразительным искусством», с изображением картины А.Е. Архипова «По реке Оке» указано, что полотно находится в Русском музее, тогда как оно в действительности принадлежит Третьяковской галерее. Картина А.А. Рылова «Свежий ветер на Неве» (открытка 1984-го года, изданная «Советским художником») находится не в Третьяковке, а в Костромском музее изобразительных искусств. Издательство «Аврора» в 1979 г. представило на открытке репродукцию картины Б.М. Кустодиева «Большевик», указав, что полотно все еще находится в Центральном музее вооруженных сил СССР, хотя оно было передано в Третьяковскую галерею еще в 1954 г. А «Сосновый бор» Шишкина, вопреки указанной на карточке («Искусство», 1950 г.) информации, был написан не в 1879, а в 1872 году, да и хранится он не в Русском музее, а в Третьяковской галерее.

 

Иногда ошибки на открытках можно найти не только на оборотной стороне, но и на лицевой. На фрагменте картины «Крестьянин в поле» В.Г. Перова, вошедшей в комплект, посвященный творчеству художника, изображение дано в зеркальном отображении. В филокартии такой брак, к сожалению, встречается. В перевернутом виде репродуцированы «Ребенок с кнутиком» О. Ренуара (открытка издана в 1968 г. «Советским художником»), «Гладиолусы и глоксинии» П.П. Кончаловского («Аврора» 1970-е), «Сцена на железной дороге» В.Г. Перова («Правда» 1980), «Березовая роща» И.И. Левитана («Изобразительное искусство», 1985), «Снегурочка» Н.К. Рериха («Аврора» 1987), «Портрет калмычки Аннушки» И.П. Аргунова, «Портрет П.И. Ковалевой-Жемчуговой» Н.И. Аргунова, «Портрет В.П. Шереметьевой» П. Ротари.

 

На изображении иконы, изданной в 1990 г. «Рюриком», Сергий Радонежский посылает благословение левой рукой. А работники ООО «Свет-Инфо» создали мифического художника Анаидена, неправильно прочитав автограф художника А. Найдена на пасхальном рисунке «Христос воскресе!». Киевское издательство «Мистецтво» репродуцировало портрет помещика Шмита работы М. Яблонского как изображение Ф. Листа, хотя между запечатленным на карточке человеком и знаменитым музыкантом нет никакого сходства.

 

Перечислить все курьезы и ошибки на открытках невозможно, но мы надеемся, что данные уточнения пригодятся филокартистам, а издатели почтовых карточек будут более ответственны, чтобы не искажать изображения шедевров искусства.