Партнеры

Коллекционерам » Статьи » История куклы: недетское увлечение (ч.1)

Посещений: 6794

До сих пор искусствоведы не могут ответить на вопрос: существовала ли изначально кукла – игрушка как самостоятельное культурное явление или эта ее ипостась вторична по сравнению с сакрально – обрядовыми функциями? Развитие цивилизации увеличило период детства, что вызвало усложнение функции и конструкции игрушки, ее специализации; она вычленилась из мира взрослых, став сугубо детским, особым и самостоятельным культурным явлением. На сегодняшний день самой древней куклой считается фигурка из слоновой кости, найденная на территории Чехии в захоронении «Броно-2»; по оценкам специалистов, ей 30-35 тысяч лет. То, что эта статуэтка представляет собой куклу, не вызывает никаких сомнений, но являлась ли она игрушкой, остается загадкой.
Куклы, обнаруженные археологами в Древнем Египте и в государствах Древнего Востока – Шумере и Аккаде относятся к бронзовому веку. Это уже именно игрушки, хотя и очень условные, преимущественно плоские, лишенные ног и округленные в нижней части туловища.

В Древнем Риме кукла – игрушка называлась «рира», что переводится и как «кукла», и как «девочка». Латинские корни этого слова прослеживаются во многих языках. В итальянском оно породило такие производные, как «рира» - «кукла» и « куколка» (в зоологическом смысле), «pupattola»-«кукла», «pupazzo»-«кукла» и «театральная кукла – марионетка», «pupo»-«марионетка сицилийского кукольного театра». В немецком языке «кукла»-«puppe», в румынском – «pepusce», в молдавском – «пэпуша», английское «puppet» означает «театральная кукла», «марионетка», а французское «poupee»- это и «кукла», и «манекен» (болван – форма для одежды и шляп), даже в русском языке есть «пупс», обязанный своим происхождением французскому названию куклы.

Стилистически и иконографически все куклы – игрушки Средних веков и эпохи, предшествующей Возрождению, схожи. Вне зависимости от места происхождения они часто бесформенны, предельно аскетичны, закрыты, закутаны, задрапированы в складки одежд, скрывающих в соответствии с канонами церковной морали тело, ноги едва намечены отдельными штрихами или вообще отсутствуют, лица несут на себе печать суровости. Куклы – игрушки создавались мастерами – ремесленниками – столярами, кузнецами, плотниками (исключение составляли ржаные и пряничные куклы-творения пекарей и кондитеров), причем производство игрушек носило исключительно домашний характер.

Рождение промышленной куклы

В XIII- начале XIV в. производство кукол сосредоточилось в руках мастеров узкой кукольной специализации, именовавшихся в продолжение греческой традиции коропластами. Этот период традиционно связывают с появлением такого самостоятельного культурного явления, как городская (в будущем промышленная) кукла – игрушка. Деревянная кукла. В различных регионах Европы начинают закладываться основы сугубо кукольного цехового дела. Его центрами стали Лимож во Франции, Нюрнберг, Зоннеберг и другие города Германии. О высоком значении ремесла свидетельствует тот факт, что история сохранила имена мастеров-кукольников. Например, в нюрнбергской летописи 1413 г. упоминается некий токенмастер (кукла в немецких землях называлась «Tocke») Отт, а в летописи 1465 г. – еще один «достославный токенмастер» Хуго Месс. Изделия немецких кукольников были известны и за пределами Германии: в 1566 г. большое количество деревянных кукол купили венецианские купцы для сбыта, как в Венеции, так и в других городах. Основным местом продажи кукол оставались ярмарки: например, в Лондоне, Винчестере, Девоне торговли куклами местного производства – пряничными, тряпичными, глиняными, деревянными; кукольные лавки существовали на кермессах в Лейпунге, во Франкфурте, в Магдебурге, Мюнхене. Судя по образцам европейской кукольной продукции XV – XVI вв., хранящимся в различных европейский музеях, в основном изготовлялись раскрашенные деревянные куклы – достаточно условные и примитивные. Запись в зоннебергской летописи от мая 1450 г. о массовом производстве глиняных кукол. Есть свидетельство и о куклах с головами, вылепленными из воска, терракоты, алебастра. По приданию такой дорогой куклой играла Сьюзан, старшая дочь У.Шекспира. Документы подтверждают, что в 1550г. кукол делали из своего рода папье-маше: размоченную картонную массу закладывали в формы и прессовали. Примерно на рубеже XV-XVI вв. кукол стали одевать. Гамбургские и нюрнбергские куклы XVI-XVII вв. вырезанные из самшита, лишенные рук и ног, с телом в форме веретена (чтобы удобнее держать в руках), выглядели достаточно грубо, но зато стоили дешевле. Об их популярности свидетельствует тот факт, что к началу XVII вв. Нюрнберге, насчитывавшем пять тысяч жителей, действовало семнадцать крупных мастерских по выпуску кукол.
­В Париже кукольники образовали отдельный цех только к концу XVI века. Но, не смотря на «опоздание», Париж, быстро наверстывая упущенное, и французские куклы «Poupee» приобретали известность во всей Европе. Речь идет о дорогих утонченных деревянных куклах, обряжаемых в драгоценные одежды. Так куклы стали играть роль своеобразных глашатаев моды. Этих кукол называли пандорами, причем существовали две: большая и малая, в соответствии с назначением их костюмах – для большого и малого выхода. Пандоры в первую очередь способствовали распространению вкусов законодателям мод – Парижа. Одновременно они исполняли роль кукол – игрушек, хотя, учитывая их стоимость, играть с ними могли лишь немногие. Но даже в качестве игрушки пандоры служили утехой скорее взрослым, чем детям. Едва ли не самое раннее упоминание о Пандоре относится к 1391 г., когда супруга английского короля Ричарда II приобрела французскую куклу, чтобы ознакомиться с модными новшествами. В 1458 г. королева Испании заказывала наряды из Парижа по образцам увиденным на модных куклах. В конце XVI в. король Генрих IV приобрел для своей супруге Марии Медичи коллекцию лучших французских модных новинок. В 1642 г. польская королева просит испанского курьера, отправлявшегося в Нидерланды, привести ей «куклу, одетую на французский манер, дабы оная могла послужить образцом для ее портного». Буквально все королевские дома Европы владели такими модными куклами.
Восковая кукла. Первые восковые куклы появились в XVII в. в Италии, (этот термин обычно используют применительно к куклам с тряпичным или лайковым туловищем, набитым шерстью либо опилками; восковыми были у них только голова, плечи, нижние части рук и ног, крепившихся к туловищу металлическими петельками. Делали кукол из пчелиного воска, обесцвеченного и цветного), а затем и в Германии. Но особый успех ждал восковую куклу в Англии. Восковые куклы не относились к числу массовых изделий, так как их производство было долгим и кропотливым. Над каждой эксклюзивной куклой работала до семидесяти человек: кто-то делал голову, кто-то глаза, а кто-то прическу. Стоила она дорого, поэтому в целом, как в Германии, так и во Франции на эту продукцию приходилось не более пяти процентов всего объема производившихся кукол.

Куклы-автоматы. Эпохой расцвета заводных, или автоматических, кукол стал XVIII в. Куклы снабжались внутренним механизмом, позволявшим имитировать движения или поведение человека. До сих пор нет ясности, считать ли таких кукол игрушками либо относить их к особой категории кукол, промежуточной между игрушками и театральными куклами. Куклы-автоматы известны с глубокой древности. По приданию, первую механическую игрушку сделал легендарный Дедал. О механических игрушках, в том числе о куклах, перемещавшихся с помощью воды, ртути и песка, рассказывали Аристотель, Плутарх и Плиний Старший. В конце XVIII в. Европу охватило повальное увлечение автоматами. Заводные куклы сделались воплощенной метафорой слияния человека и машины, образом мертвого движения… Кукла оказалась на скрещении древнего мифа об оживающей статуе и новой мифологии мертвой машинной жизни; - пишет Ю.М.Лотман в статье «Куклы в системе культуры». К концу XIX в. число различных кукол-автоматов значительно взросло, так что танцующие, шагающие, кланяющиеся и даже поющие куклы уже некого не удивляли, тем более что технический прогресс позволял создавать все новые и новые варианты механических игрушек. Целую эпоху в истории массовой заводной игрушки открыли электроника и радиотехника, фото – и термоэлементы, инфракрасные лучи и полупроводники, а на смену рычажкам и пружинкам пришли пульты управления. Кукла из папье-маше: новый материал, обусловивший своего рода переворот в кукольном деле, - папье-маше (буквально «жеваная бумага»; смесь бумаги, песка, цемента и муки) – был внедрен в производство в 20-х гг. XIX в. кукольником – кустарем из Зонненберга Фридрихом Миллером. Папье-маше изменило не только саму куклу, но и характер её изготовления: место прежних, работавших вручную мастеров занял формовщик. Куклы из папье-маше стали массовыми, что позволило Германии к концу столетия превратиться в королеву европейского игрушечного производства. В начале XIX в. окончательно определились страны диктовавшие моду в кукольном мире: Франция, Германия и Англия еще долгие годы сохраняли лидирующие позиции в производстве. Так городская игрушка, утратив черты кустарности и фольклорности полностью отмежевалось от народной и середине столетия перешла на промышленную основу.

Фарфоровая кукла. На заре XVIII столетия в Германии был раскрыт секрет получения фарфора, что положило начало европейскому фарфоровому производству. Есть свидетельства, что из фарфора для церкви появились в Италии в конце XVIII в., но в широкий обиход так называемые фарфоровые куклы вошли в середине XIX в. Как правило, они сочетали матерчатое туловище с фарфоровыми головой и конечностями. В семье промышленно созданных кукол-игрушек фарфоровые куклы занимают достойное место. Они подразделяются фарфороглазурованных и бисквитных. Начиная с 1840 г. фарфор, покрытый глазурью, находит применение в кукольном деле в Лимбахе, Майсене, Лиможе и прочих европейских центрах керамического производства. Как и раньше, основное внимание уделяли голове куклы: её склеивали из двух половинок, полученных в результате наложения на твердые глиняные формы кукольного лица мягкого фарфора, раскатанного в листы. В 1858 г. впервые в истории кукольного дела подвижную шею обрела именно фарфоровая кукла, изготовленная парижской фирмой Леонтина Ромэ (Rohmer). Тела таких кукол делались из кожи, ткани или дерева, а конечности – из фарфора; лица расписывались и покрывались глазурью, придававшей им яркость и блеск. Для большей устойчивости ноги хрупких кукол часто заменяли массивной опорой. В XIX – первой третий XX в. ведущим материалом в производстве кукол был бисквитный фарфор. Именно с ним работали прославленные мастера кукольного дела во Франции: Жюмо, Баррца, Тотье, Брю, Штайнер, и в Германии: Марсель, Бар и Прошильд, Хойбах, Каммер и Рейнхардт, Шунау и Хоффмайстер, Симон и Хальбиг. В бисквите создавались лучшие образцы кукол, ныне украшающие частные коллекции и собрания известных музеев. Процесс изготовление бисквитной куклы так же начинался с фарфоровых слепков головы и конечностей. Обожженные, что давало усушку изделия на тридцать процентов, они расписывались и повторно подвергались обжигу, и иногда предваренному глазурованием – правда, матовой глазурью. Бисквитные куклы имели ряд неоспоримых преимуществ. Сама фактура бисквита придавала куклам благородную бледность, элегантность, томность и утонченность, превращая их в изысканные произведения искусства. Нарядные красавицы, с пробитыми для сережек ушками, пышными прическами, тонкими бровями и огромными глазами, завоевывали сердца не только детей, но и взрослых.

Золотой век кукол

Среди мировых производителей кукол лидерство, несомненно, принадлежало французским и немецким мастерам, причем если французскую школу, набравшую силу ко второй половине XIX в. отличали утонченность, роскошь, элегантность, то немецкое производство, вырвавшееся вперед ближе к началу XX столетия, - основательность и практичность. Французская кукла.

 

Начало золотому веку французских кукол положили великолепно одетые парижанки. Они появились в 1860 – 1870 гг., после того как белые, бисквитные (паросские) куклы стали более реалистичными, приблизившись к копированию человека. Парижанки – специфически французское явление, когда мастера – кукольники создавали своим куклам авторские, не похожие на других головки, а остальные детали могли принадлежать иным фирмам, как, немецким, так и французским. Только Жюмо, Ромэ (Rohmer),Юре(Huret) делали за «единой подписью» и головы и тела кукол, и именно вошли в историю, как самые знаменитые творцы кукол.

Леон Казимир Брю(Bru) по праву носит титул «певца красоты», настолько хороши его куклы – легкоузнаваемые, романтичные, с задумчивым взглядом огромных глаз, отрешенным ангельским выражением лица и тенью улыбки на губах. Всем своим видом они олицетворяли богатство, роскошь, элегантность. Фирма Брю, основанная 1866 г. и просуществовавшая до 1883 г., являлась лидером технических новаций. С именем мастера связывают 21 патент на изобретение: кукла плачущая и пьющая молоко, механизм для дыхания и резиновая непотопляемая кукла, кукла с двумя лицами не говоря уже о многочисленных усовершенствованиях в креплении и движении. В 1881 г. мастер запатентовал куклу – гурмана, двигающую языком благодаря расположенным сзади головы ниточкам. Сладкоежка ела конфеты и возвращала их через дырочку в ножке. Традиционные для мануфактуры высочайшее качество продукции (а значит, немалая цена) поддерживалось и при Анри Шевро, и при следующем владельце Дома Брю – Поле Жираре, вошедшем в историю благодаря смелой новинке – «дышащему bebe ». Однако на волне успеха Жирар продержался надолго: в начале XIX в. под натиском немецкой конкуренции Дом Брю угас, а сам Жерар наладил выпуск тривиальных кукол – младенцев с деревянным телом и неопределенным выражением лица.

Куклы другого знаменитого французского мастера – Эмиля Жюмо выглядят умнее и утонченнее. Некоторые из его кукол носят название «грустных » Жюмо - именно они пользовались наибольшей популярностью. Жюмо полагал, что необходимо ориентироваться на покупателей среднего класса, как во Франции, так и в Англии и Америки. Высокий уровень исполнения великолепные наряды и очаровательное выражение лица, чуть выступающие большие глаза («сама невинность») – все это обеспечило Жюмо репутацию величайшего кукольного мастера. Интересно, что любимые игрушки девочек появились на свет из рук мужчины. Мало того, полагаю, что на создание куклы Эмиля Жюмо вдохновил портрет четырехлетнего мальчика – французского короля Генриха IV. Эмиль Жюмо вырос в семье кукольника. В 1842 г. его отец Пьер Франсуа Жюмо открыл вместе с партнером Белтоном фирму в Париже. После его смерти Пьер с сыном Эмилем переехал в Монтре, где основал фабрику по производству кукол – начиная с замысла и кончая последней мелочью в одежде. Обладая феноменальным даром, Жюмо стал автором многих патентов. Два из них – открывающиеся глаза и особое скрепление суставов (шарик, входящий в паз) высоко ценились современниками. До Жюмо и Брю куклы скорее походили на маленьких леди. Изображение детей встречались крайне редко. Судя по всему, движущей силой изменения стиля стало конкуренция с немецкими кукольниками. Жюмо популяризировал новый облик куклы – портрет совершенно идеального ребенка. Это в первую очередь должно было понравиться не столько детям, сколько взрослым, делающим покупку. Несмотря на немалую стоимость, в 1881 г. Жюмо продал более 85 тысяч подобных кукол. Со временем тело начали делать из так называемых композиций – смеси гипса, бумажной пыли и клея. Жюмо придумал, как при помощи эластичных резинок соединять конечности на манер настоящих суставов.