Партнеры

Коллекционерам » Статьи » История куклы: недетское увлечение (ч.2)

Посещений: 3191

И куклы-дамы, и куклы-девочки выглядели как модели из модных журналов: в роскошных туалетах, в шляпках, с непременными зонтиками. Классические парижанки выпускались до конца 80-х гг. Дизайн костюмов наиболее дорогих кукол контролировала лично мадам Жюмо. В то же время многие куклы продавались и «без одежды», с расчетом, что дети и их мамы сами обошьют свое сокровище.

С 1877 г. куклы Жюмо получали золотые и серебряные медали на всех международных выставках. Уже к 1882 г. кукла bebe от Жюмо, представленная семнадцатью различными моделями, удостоилась статуса «Национальной куклы». Годовой выпуск кукольной продукции достиг ста тысяч, а к 1897 г. производство поднялось до рекордных показателей в три миллиона экземпляров. Bebe от Жюмо стали во Франции своего рода статусным символом, индикатором имущественного и общественного положения, олицетворением богатства и успеха.

Вплоть до смерти «кукольного отца», как называли во Франции Жюмо, развитие кукольной индустрии шло так стремительно, что практически для всех работавших в этой области находилась возможность проявить себя. В 1885 г. была основана фирма еще одного короля французского кукольного дела — Жюля Николя Штайнера. Мастер ввел в производство множество технических новаций. Он придумал шагающую куклу. Имя Штайнера связывают и с рождением говорящей куклы.

Так же он не только сделал кукол более легкими и менее хрупкими, но и значительно изменил «иконографию» кукольной продукции. Так, почуяв коммерческий успех кукол типа bebe, он тоже приступил к выпуску «младенцев», но не канонических, а, выражаясь современным языком, «альтернативных», отличающихся от привычных как выражением лица, так и цветом кожи, кукол-негритят, мулатов и т.д. Эту традицию продолжили и последующие владельцы Дома Штайнера. В конце XIX столетия в Германии мастера-кукольники наладили выпуск недорогих кукол. Именно натиск немецкой конкуренции вынудил Жюмо и Брю в 1898 г. объединиться с десятью другими производителями в корпорацию, просуществовавшую до 1959 г. Знатоки полагают, что качество производимых после объединения кукол уже соответствовало тому высокому уровню, который отличал французскую школу.

Немецкая кукла

Вопреки мнению, сложившемуся в Германии, немецкие игрушки, в частности куклы, не являлись абсолютно самостоятельным культурным феноменом, свободным от каких – либо влияний и основанных только на местной традиции. Напротив, немецкие производители игрушек, и в первую очередь кукольники, внимательно следили за достижениями в других странах, особенно во Франции, активно заимствуя новшества и перерабатывая опыт конкурентов. У немцев в основном вызывали интерес технические усовершенствования и конструктивные характеристики продукции, но при этом решительном отметалось все, что считалось эстетическим, роскошным и дорогостоящим. В результате такого подхода куклы, создававшиеся на немецких мануфактурах, в основном сконцентрированных в Саксен-Мейнингенском герцогстве, стали менее хрупкими, чем французские, более «играбельными» и практичными, однако при этом невыгодно отличались довольно простыми и грубыми телами, однообразными выражениями лиц, далеко не идеальными, обыденными одеяниями. Придерживаясь избранной стратегии, Германия смогла снизить цены на кукольную продукцию, что, в свою очередь, способствовало привлечению значительно более широких слоев потребителей, как в стране, так и за ее пределами. Еще одна причина дешевизны немецких кукол заключалась в том, что в Германии их изготовлением занимались многочисленные небольшие мануфактуры. Но, несмотря на огромные масштабы производства игрушек, таких «звезд», как во Франции, на германском небосводе, увы, не взошло.
В 1920 г. один из самых известных производителей кукол – Арман Марсель, проработавший в мире кукол почти полвека, зарегистрировал в Германии патент на куклу «Пупс – моя мечта». Свою фирму Марсель основал еще в 1865 г., позже, вплоть до 1950 г., ею управлял его сын Герман.

Истинную революцию в технологии изготовления кукол произвела смесь нитратов целлюлозы и камфоры – целлулоид, изобретенный и впервые использованный в США фирмой «Братья Хайатт». Лидерство в мировом производстве целлулоидных кукол захватила Германия.

Английская кукла

Несмотря на то, что английские производители кукол оказались в тени своих французских и немецких коллег, только в Лондоне в 1893 г. насчитывалось свыше сорока кукольных мануфактур. Имена английских кукольников прославились и за пределами Альбиона. В первую очередь, это Аугуста Монтанари, прибывшая в Англию из Мексики. С именем Монтанари связана революция в технике обработки воска, в частности, в оформлении «волос» восковых кукол. Аугуста Монтанари решила проблему «волосяного покрова» (волос, бровей и ресниц): в воск при помощи раскаленной иглы внедрялось по два – три волоска вместе, что было кропотливой и трудоёмкой работой и, конечно, сказалось на стоимости продукции, хотя куклы Монтанари — с тонкими чертами лица, большими стеклянными глазами, роскошными нарядами, и без того относилась к числу дорогих и элитарных.
Второй по значимости фигурой английской кукольной промышленности считался дом Пьеротти.

В конце XIX армия городских кукол пополнилась «новинками» – картонными и бумажными куклами с целым гардеробом, головными уборами и обувью, все со специальными «загибами», позволявшими нарядам держаться на картонной фигуре. Пик популярности картонных кукол пришелся на конец XIX в. Самым известным производителем бумажных кукол в XIX в. стал англичанин Рафаэль Так. В 1893 г. он получил патент на изготовление художественных бумажных кукол, имевших большой успех.

Салонная кукла

Предренессансом, по времени появления на свет, называют салонную (интерьерную) куклу, в чем-то перекликающуюся с коллекционной. Салонные куклы имели ограниченное распространение, поскольку к ним относились дорогие, уникальные, авторские работы, часто выполненные прославленными мастерами, призванные не только украсить интерьер, но и подчеркнуть статус владельца. Нередко салонные куклы сочетали «интерьерную» функцию с второстепенной — «игрушечной», но их эстетическое назначение все же оставалось основным. В Европе салонные куклы сохранились как явление, хотя с течением времени и подвергались некоторой демократизации как с точки зрения отношения к ним владельцев, так и с точки зрения качества самих кукол. В России после Октября 1917 г. с закрытием салонов исчезли и салонные куклы; их возрождение происходит лишь сегодня.

 

Музейные и коллекционные куклы

Достаточно близкими друг другу являются музейные и коллекционные куклы. Вне зависимости от того, для каких целей та или иная кукла предназначалась в прошлом: для игры, театральной постановки, участия в шествиях или обрядах, она в силу своего «возраста», уникальности, художественных достоинств переходит в «пассивное» состояние «неподвижной сохраняемости» в витрине музея либо в частной коллекции.

Если в музейное собрание включены все куклы, представляющие интерес с историко-художественной точки зрения, то частная коллекция строится на основе экспонатов, собранных в соответствии с определенным принципом или замыслом ее владельца. Согласно классификациям самих коллекционеров, есть коллекции, построенные на том или ином материале (резиновые, гуттаперчевые, деревянные куклы); на школе производства (французская, немецкая, английская); именах знаменитых кукольных мастеров (куклы Жюмо, Брю, Готье, Хальбига, Рейнхардта, Марселя и т. д.); на различиях типологических видов кукол (кукла-манекен, bebe, bebe-caractere), на их анатомии (подвижные-неподвижные конечности; куклы на шарнирах, на проволоке, веревочках и т.д.), типах глаз (нарисованные, стеклянные, статичные , закрывающиеся), на «состоянии» рта (открытый, полуоткрытый с зубками) и даже на выражении лица.

Впервые в музейных коллекциях куклы появились в конце XVIII – начале XIX вв. Сегодня они экспонируются как в музеях «универсального типа» (Британский музей), так и в специализированных музейных собраниях: исторических, художественных, этнографических, даже технических.

 

Коллекционирование кукол несколько старше самих музеев. Трудно судить, существовало ли оно в античную эпоху или в Средние века, но есть убедительные доказательства, что начиная с XV – XVI вв. представители августейших семейств Европы собирали коллекции кукол. Например, коллекционными, для хранения в шкафах или витринах, были куклы итальянской (флорентийской) работы XVI – XVII вв., коллекционных кукол выполнял знаменитый «певец рокайля» Ф.Буше; известно, что за одну из них герцогиня Шартрская заплатила мастеру огромную по тем временам сумму – полторы тысячи ливров. К числу коллекционных относятся уникальные, художественные, сделанные в единственном экземпляре (или очень незначительном количестве) авторские куклы сложной работы, изначально задуманные для пополнения собрания. Это явление, возникшее достаточно давно, охватывает преимущественно Европу, США, Японию, а с некоторых пор и Россию.

Сувенирные куклы

Особую категорию кукол составляют так называемые сувенирные куклы. По своему происхождению они относятся к куклам-игрушкам, перешедшим в «пассивную» категорию интерьерных кукол, предназначенных для украшения. Сувенирная кукла представляет собой «сгусток» национально-этнической информации и является знаком страны производства. Как жанр она развилась лишь с появлением массового туризма, т.е. начиная с конца XIX в. Своего рода предками сувенирных кукол были этнические куклы Н. Штайнера, А. Марселя, А. Монтанари, куклы-игрушки в костюмах крестьян различных губерний России, а также фарфоровые этнографические куклы.