Партнеры

Коллекционерам » Статьи » Советский фарфор

Посещений: 2720

Октябрьская революция почти прервала производство художественного фарфора в России, но на смену старым формам очень быстро стали приходить новаторские. Очень жалко, что продукция самого начального периода становления Советского фарфора представлена в основном только в музеях и в коллекциях немногих собирателей Советского фарфора, к тому же в основном западных. Объяснений этому множество. В 1920-х - 1930-х годах художественный фарфор производился в очень маленьком объеме. “В 1919 г. живописные цеха завода выпустили 17 000 изделий, а скульптурный цех - 500 вещей по новым образцам. Все, что производилось (агитационный фарфор) увозилось на Запад, потому что у Советского потребителя просто не было средств на такой фарфор, а на Западе были и деньги и любители нашего фарфора, потому что многие обеспеченные Россияне были вынуждены уехать в эмиграцию. “Осенью 1920 года первые ящики с советским фарфором были отправлены на выставку в Ригу. А в 1921 году Наркомвнешторг забронировал за собой все художественные изделия завода.

Поэтому фарфор 1920-1930 годов просто уникален и редок, но и большинство книг и публикаций выпущено именно об этом периоде становления Советского фарфора.

В 1931 году трест “Росстеклофарфор” создал на заводе первую лабораторию для выпуска художественных образцов широкого потребления “. “В 1935 году художественная лаборатория смогла выступить с большими произведениями: сервизами, скульптурными группами, вазами и сериями образцов ширпотреба, выразившими эти новые установки.

Но количество выпускаемых вещей было ничтожно по сравнению с растущим спросом на художественный фарфор. Выпуск художественных вещей составлял 2-3% всей продукции завода. Год 1936 явился переломным в художественной деятельности завода. Этот год вызвал небывалый подъем и рост производительности всех цехов завода. “ И сходная ситуация была на всех заводах СССР.


Поэтому будем считать, что настоящий Советский фарфор в своей новой форме утвердился в конце 1930-х годов, потому что мы видим и широкое массовое производство в эти годы и его востребованность именно с этого периода.

Своеобразный же закат производства Советского фарфора, как и многих других отраслей промышленности СССР, проявились в 1970-е годы - в этот период хорошо поставленная база -многочисленные фарфоровые заводы - перестали создавать новую художественную продукцию в тех же объемах, что это бьыо в 1950-х и в 1960-х. Они заработали на холостых оборотах - пошел массовый поток упрощенных изделий. Художественная фарфоровая продукция должна была удовлетворять требованиям современной промышленности - производиться в очень больших масштабах. Конечно, авторских работ художественного фарфора и в это время тоже было не мало, но на массовый поток уже мало что поступало нового.

Вот почему этот период - начиная с конца 1930-х и до середины 1970-х годов - является не менее важным и интересным в истории Советского фарфора, чем период формирования Советского фарфора 1920-1930 годов.