Партнеры

Коллекционерам » Статьи » Стиль «Модерн» в торговой этекетке

Посещений: 1522

В конце ХIХ века в искусство стремительно ворвался новый стиль, который в разных странах назывался по-своему: во Франции «Арт-нуво (art nouveau), в Германии «югендстиль» (Jugendstil) — по названию основанного в 1896 году иллюстрированного журнала Die Jugend; в Австрии «Сецессион» (Secessionsstil); «модерн стайл» (modern style) в Англии; «стиль либерти» в Италии; «модернизмо» в Испании; «Nieuwe Kunst» в Голландии; «еловый стиль» (style sapin) в Швейцарии; «стиль модерн» в русском варианте.

 

Его отличительными особенностями были отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий. Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека. 

В разных странах и в разных городах строились дома в этом новом стиле. Они служили украшением центральных улиц. Одесса тоже не оставалась равнодушной. В конце ХIХ – начале ХХ века она украсилась несколькими домами, в экстерьере которых были элементы стиля «модерн». Наиболее полно этот стиль был представлен при сооружении гостиницы «Большая Московская» на Дерибасовской улице.

Стиль «модерн» проник не только в крупные формы, а и получил свое отражение в таких, казалось бы, прикладных вещах, как торговая этикетка.

 

Одним из наиболее ярких представителей в живописи стиля «модерн» считался художник Альфонс Муха. За честь называть его «своим» художником до сих пор борются Чехия, где он родился; Австрия, Германия и Франция, где он работал. Произведения А. Мухи были столь популярны, что многочисленные художники перенимали стилевые особенности его работ.

 

До революции владельцы кондитерских, табачных, парфюмерных производств не скупились на рекламу. На них работали талантливые дизайнеры, создавая эскизы привлекательных торговых этикеток. Некоторые рисунки были настолько хороши, что их продолжали использовать и в советские времена. Примером может служить этикетка одеколона «Цветущий май» фирмы «Брокар», полностью повторенная в 20-х годах парфюмерной фабрикой «ТЭЖЭ», но текст которой зачем-то переведен на французский язык.

И даже, когда в 20—30-х годах появились новые формы живописи, на торговых этикетках  продолжали печатать рисунки в стиле «модерн», за что их художники-дизайнеры получали разгромные характеристики.

В 1930 году в издательстве Акционерного Общества АХР (Ассоциация художников революции) вышла брошюра художника Б.Земенкова «Графика в быту», где отдельной главой разбирались обертки и этикетки, как область графики, уступающая по своей распространенности только денежным знакам.

«…С коробки зубного порошка, с мыльной обертки, с конфет, с пачки папирос, — с тысячи вещей, нас окружающих… западает в нашу психику ряд графических образов… В наших социальных условиях область этикетки несомненно является наиболее ответственной областью графического искусства. И эта область, если мы вспомним ее дореволюционный характер, нуждалась в наиболее категорической ломке. И, однако, революция ничего не изменила в ней. Вот мыло: то же «Любит не любит», те же женские головки «Метаморфоз» и « Белых сиреней», что фигурировали в дореволюционные времена…Вопрос о художественном лице нашей этикетки должен быть поставлен со всей остротой. От этой области графического искусства…зависят судьбы культурной революции в сфере искусства».


 

Такие статьи были как бы «руководством к действию» и скоро появились папиросы «Пушки» и «Пулемет», конфеты «Турксиб», шоколад «Надежда кооперации»  и другие, названия и графика которых не соответствовали содержимому, но зато несли в массы советское идеологическое содержание.

Однако и в наши дни графика этикеток в стиле «модерн» снова вызывает интерес, к ней вновь и вновь возвращаются художники малых форм..