Партнеры

Коллекционерам » Статьи » Дега. Воодушевленный танцем

Посещений: 2107

 

Всегда ли цена успеха и признания слишком высока? Многие выдающиеся художники, композиторы, литераторы, оставившие человечеству свои шедевры, жили уединенно и бедно, так и не познав вкус славы. Выдающегося импрессиониста Эдгара Дега художественные критики в один голос называют человеком, который умер в полном одиночестве. Так ли это? Благодаря своей интуитивной натуре, он не только умел видеть самые потаенные уголки человеческой души, но и отражал на полотнах своё уникальное видение реальности. Ещё он умел продавать свои работы по выгодной цене и делал это только тогда, когда хотел, а он мог себе это позволить.

Родившись в Париже в 1834г., Эдгар де Га (именно таким было его имя изначально, а нежелание слыть излишне аристократичным заставило сменить фамилию на Дега) провёл детство в благополучной, обеспеченной, интеллигентной семье, окруженный заботой и любовью. Его отец управлял французским отделением банка, который основал дед Эдгара в Италии, страстно любил искусство и уделял ему больше времени и сил, чем банковской деятельности. Он был страстным коллекционером и обладал прекрасным собранием полотен выдающихся мастеров. Именно он привил сыну любовь к живописи, которая впоследствии стала призванием Эдгара. С ранних лет мальчик полюбил рисование. К счастью, материальное положение семьи позволяло ему предаться своему увлечению. Пережив в 13 лет первый удар судьбы — смерь матери, которую мальчик обожал, — Эдгар продолжал рисовать. Когда ему было 20 лет, он окончательно решил посвятить свою жизнь живописи. В отличие от многих творческих людей, начинающих свой путь, не имея средств, Эдгар не сталкивался с материальными проблемами. Он мог позволить себе учёбу у самого Луи Ламота, ученика Энгра, самого знаменитого художника Франции. Эдгару даже удалось лично встретиться с этим великим мастером. Энгр посоветовал юному художнику учиться на полотнах старых мастеров и всегда четко «рисовать линии». Начинающий живописец посетил великолепные галереи Италии, где были выставлены знаменитые картины эпохи Ренессанса, полотна великих художников. Там он написал несколько портретов членов своей семьи, полюбив портретную живопись. Несколько лет портрет был самым значимым жанром в его творчестве. В школе Эдгар очень любил историю, поэтому его также увлекало рисование картин на исторические темы. Сложные объемные полотна художник хотел выставить в Салоне. В начале 1860-х годов он увлекся изображением современной жизни. Во время поездки в Нормандию его поразила красота породистых лошадей, и сцены скачек стали одним из ведущих сюжетов его картин. Ещё одним из любимых сюжетов были танцовщицы.

 

Картины Дега
 
 

 

 

Одним из наиболее значимых событий в жизни художника стала его встреча с Эдуардом Мане. Именно он познакомил Эдгара с будущими импрессионистами. Общение с ними не только вдохновляло Дега, но и стимулировало его развиваться творчески. Он был страстным сторонником экспериментов, сочетая элементы различных техник живописи. На его картинах отразился его вечный поиск новых путей в рисовании — использование различных по фактуре красок, сюжетная композиция изображений, необычный стиль письма, который можно назвать импрессионистским только условно. В его творчестве чётко прослеживается влияние старой школы, но в его кругу никто не сомневался, что это новое слово в истории живописи.

Картины Дега имели успех в Салоне, но художник крайне неохотно расставался с ними и продавал крайне редко. Они были ему дороги, так как отражали не только его эмоциональный мир, но и были свидетелями его жизни.

Новый сокрушительный удар пришлось пережить этому человеку во время войны Франции с Пруссией. Оказалось, что доброволец пехотного полка Эдгар Дега страдает серьёзным дефектом зрения, из-за которого вынужден перейти в артиллерийский полк.

После окончания войны художник предпринял путешествия в Лондон, а затем в Новый Орлеан. После возвращения в Париж ему пришлось пережить ещё один удар судьбы: умер отец. Это была не только потеря близкого человека, но и серьезная жизненная проблема. Остался огромный долг, выплатить который не удалось ни за счет денег, доставшихся в наследство, ни за счет средств от продажи дома и замечательной коллекции отца. Дега впервые в жизни начинает активно продавать свои картины. Он участвует в организации выставок импрессионистов, на которых его полотна с успехом продаются. С 1874 по 1886 год прошли восемь выставок, в семи из которых Дега принял непосредственное участие. В этот период художнику сопутствует финансовый успех, и материальные трудности достаточно скоро уходят в прошлое. Кроме того, Дега обретает славу, о которой так мечтал его отец, он становится популярным среди огромного количества людей, признанным в мире искусства. После 1886г. Он предпочитает продавать свои картины не на выставках, а через агентов. Живописец уже может позволить себе назначать высокие цены за свои работы.

 

Картины Дега

 

 

Но острота зрения продолжает падать, что он переживает глубоко и всерьёз. Наступает период, когда страх перед старостью и слепотой охватывает художника. После 1912г. Дега уже не способен писать. Действительно, он жил уединенно, опекаемый заботой своей любимой племянницы, в своём собственном мире, не принимая новшеств современной жизни. Он хранил в душе то мироощущение, к которому привык.

В 1912г. одна из его картин «Танцовщицы в баре» была продана с аукциона музею Метрополитен за астрономическую по тем временам сумму — 478 000 франков. Никогда до этого момента полотна импрессионистов не продавались так дорого.

Дожив до 83-х лет, он умер в 1917 году. Несмотря на то, что Дега желал, чтобы его похороны были скромными, попрощаться с ним пришло большое количество людей, среди которых был Клод Моне и другие выдающиеся художники.

 

Картины Дега

 

 

Художественное наследие Дега составляет более 2000 полотен и скульптур, гравюр и пастелей. Замечательны работы разных этапов жизни художника, поскольку техника живописи менялась и совершенствовалась год за годом. Менялись также сюжеты и композиционная организация пространства на его картинах. Интерес к его произведениям не угасает и сейчас. Творения Дега украшают многие галереи мира и собрания частных коллекционеров. Знаменитейшие шедевры представлены в Национальной галерее в Лондоне — «Абсент» и «Мадемуазель Лала в цирке Фернандо», а в Музее Орсэ в Париже — знаменитая работа «Семья Беллели». Одно из богатейших собраний картин Дега находится в музее Баррела в Глазго. Интересно, что основатель музея Уильям Баррел, страстный коллекционер и обладатель более 8000 произведений искусства, начал покупать предметы своей коллекции с детства. Это не было семейной традицией, и идея коллекционирования полностью принадлежала Баррелу. Будучи удачливым предпринимателем, он на протяжении всей жизни собирал свои сокровища и сумел стать владельцем огромнейшей коллекции грандиозной стоимости. Для размещения шедевров он купил особняк Хаттон Кастл на границе Англии и Шотландии в 1916г., однако места в нем было недостаточно для того, чтобы выставить все картины и произведения искусства, и большая часть сокровищ находилась в хранилище. Сэр Уильям подарил свою коллекцию городу Глазго. Он стал одним из самых знаменитых и уважаемых коллекционеров мира. Спустя четверть века после его смерти был открыт знаменитый Музей Баррела в Глазго, расположенный на окраине города в живописном парке Поллок, подаренном обществу миссис Энн Максвелл Макдональд. Легендарные сокровища из коллекции сэра Уильяма, о которых ходили легенды, превзошли все ожидания ценителей искусства. Коллекция Баррела была не только его радостью, она подарила своему владельцу всемирную известность и уважение.

 Срібло(декабрь 2008)