Партнеры

Коллекционерам » Статьи » Демоны в судьбе Врубеля

Посещений: 1762

Большинство людей живут прагматично, чётко осознавая реальность окружающего мира. Но иногда какая-то неведомая сила будто предопределяет судьбу. И тогда мы пытаемся объяснить это мистикой или волей свыше. Когда речь идёт о великом живописце Михаиле Врубеле, на ум сразу же приходят его «Демоны», его странный жизненный путь, словно повторяющий сюжет романа Томаса Манна «Доктор Фаустус». Отличие лишь в том, что вымышленный герой Леверкюн знал об условиях договора с Дьяволом, а русский живописец даже не предполагал последствий своих творческих исканий. В его жизни события переплелись в причудливый таинственный узор, а грёзы и реальность слились в единое целое. Как объяснить связь между внутренним миром гения и его судьбой?

В 1856 году в Омске, в семье военного юриста, штабс-капитана Тенгинского пехотного полка Александра Михайловича Врубеля, родился сын, которого назвали Михаилом. Семья военного часто меняла место жительства, и будущий художник с раннего детства имел возможность познавать мир в его многообразии. Он рано лишился матери и черпал утешение и вдохновение в красоте природы, которую хотел запечатлеть на своих детских рисунках. Отец делал всё возможное для обучения сына наукам и изобразительному искусству, и Михаил получил прекрасное образование. В 1880 году он с блеском закончил юридический факультет Петербургского университета. Но живопись интересовала его гораздо больше, поэтому в том же году Врубель становится студентом Академии художеств в Петербурге. Огромное значение для формирования изобразительного языка юного живописца имело знакомство с византийскими мозаиками, полотнами итальянских мастеров Беллини и Карпаччо, древними русскими фресками. Во время учёбы он в совершенстве осваивает принцип художественного мастерства, которому его обучал П.П. Чистяков. Метод изобразительного искусства преподавателя основывался на отсутствии чётких контуров и излишнего реализма, что, по его мнению, мешало глубокому восприятию психологической и философской насыщенности полотна. На протяжении всей жизни Врубель совершенствовал свою технику, но всегда постулаты, усвоенные в Академии, были доминирующими.

В 1884 году киевский меценат Ариан Прахов приглашает Михаила реставрировать фрески Кирилловской церкви. Эта обитель расположена в живописном месте на краю одной из круч. Киев очаровал Врубеля, пленил его душу. Там он страстно влюбился в жену своего патрона Эмилию, которая не отвечала ему взаимностью. Страдая от неразделённой любви, молодой художник пишет на фресках прекрасные лучистые глаза своей возлюбленной. Тайные душевные мучения Михаила заметил Прахов и решил отправить юного соперника «от греха подальше». Меценат устроил ему поездку в Италию, чтобы там, вдохновлённый картинами прославленных мастеров, Врубель завершил работу над эскизами фресок. Но в Венеции художник много времени провёл, сидя на площади Сан-Марко. Там он писал портреты своей музы, любимой Эмилии. Осознание того, что любовь не принесёт счастья, повергло молодого живописца в отчаянье. Для него радость жизни казалась недоступной ни на земле, ни в мире грёз. Вернувшись в Киев, он завершает работу над фресками, пишет прекрасный лик Богородицы с лучистыми глазами жены своего патрона. Много думая о своей неразделённой любви, он приходит к идее написать картину «Демон сидящий». «Печальный демон, дух изгнанья» становится портретом души самого художника. Но работа над полотном закончится позже, уже в Москве — Врубель совершенствовал своё творение в течение долгого времени, пережив коварное предательство любимой женщины. Эмилия предпочла ему другого, а ревность мужа направила в сторону Михаила. Изгнанный из дома, художник не испытывал материальных трудностей: он выполнял многочисленные заказы и жил в обеспеченных семьях, обучая детей рисованию. Но душевные муки терзали его, и «Демон» менял свои очертания от грубых чувственных до одухотворённых и утончённых. Словно в сказке, в 1889 году на пути гения встречается меценат Савва Мамонтов, и Михаил Врубель покидает заколдовавший его Киев. Он должен был посетить Москву проездом, но остался там надолго. В доме у Мамонтова, где жил Врубель, собирались Васнецов, Коровин, Серов, Репин и другие известные художники. Именно там Врубель вновь ощутил желание жить без тоски и закончил, наконец, своё полотно «Демон сидящий». Говорят, что он однажды признался: во сне его посетил Дьявол и пообещал счастье, если его портрет будет гениальным. Художник вновь изменил очертания своего «Демона», и на полотне возник красавец с проникновенным, печальным, всезнающим взглядом. Создатель картины считал это сделкой с силами тьмы. После того, как «Демон сидящий» был выставлен и имел грандиозный успех, судьба Врубеля круто изменилась: он вошёл в моду, стал известен и обеспечен, получал дорогие заказы и написал иллюстрации к поэме Михаила Лермонтова «Демон». Его жизнь стала прекрасной, он мог позволить себе сорить деньгами и считаться признанным великим художником. Музыка была для Врубеля источником вдохновения, он обожал посещать оперные концерты. Однажды в здании Панаевского театра художник встретил свою вторую музу. Он должен был писать декорации, но услышал великолепный голос Надежды Забелы, и сердце гениального живописца было покорено. Взаимная любовь подарила Врубелю годы счастья и вдохновения. Он пишет свои гениальные полотна «Принцесса Грёза» и «Царевна Лебедь», на которых запечатлены черты любимой жены художника, «Сирень», «Пан», серию работ «Фауст». Михаил Врубель занимается также скульптурой, созданием сценических костюмов для Надежды, оформлением декораций и рисует эскизы ювелирных украшений. Он много работает, почти не выходя из мастерской, но на концертах жены присутствует всегда, лично одевая её перед выходом на сцену. В это же время Врубель преподает курс изобразительного искусства в Строгановском училище, создавая на лекциях гениальные рисунки. Его мастерство поражало воображение современников, ведь за какие-то полчаса на листе бумаги возникали потрясающие образы. Рисунки художника не были фотографичны, они не имели ничего общего с «репортёрской» концепцией «Передвижников». Это были глубоко философские шедевры, отражающие бездну эмоций и чувств человеческой души.

«Час расплаты с тёмными силами», как считал живописец, настал с рождением его сына. Ребёнок появился на свет, изуродованный заячьей губой. Врубель не мог смотреть на некрасивое лицо младенца, он запирался в студии и писал картины почти без сна. Это подорвало психику художника, он очень страдал из-за того, что писал как лики святых, так и демонов. Ощущая отчаяние в душе, он приступает к написанию «Демона поверженного». На этом полотне он выразил всю глубину своих переживаний. Считая, что попал во власть сил зла, художник каждый день переписывал своего «Демона». Даже когда картина была представлена на выставке, Врубель каждое утро изменял черты своего героя, ведь Демон многолик. Посетители видели его разным — то отчаянно печального от осознания прошлых грехов, то умудрённого и принимающего свою участь. Картина переписывалась около сорока раз, и это создавало трудности с её продажей. Купил шедевр В.В. фон Мекк за три тысячи рублей, и лишь в 1908 году «Демона» удалось у него приобрести Третьяковской галерее почти втрое дороже, за восемь тысяч рублей.

Окончательный подрыв здоровья художника был вызван смертью сына, а затем слепотой. В психиатрических клиниках, где Врубель провёл немало времени, художник написал много эскизов и рисунков. Они были гениальны, за ними охотились коллекционеры и ценители живописи, Большинство работ художника сейчас находятся в частных коллекциях и музеях. В апреле 1910 года «поверженный демонами» Врубель умирает от воспаления лёгких. Он оставил многочисленные шедевры, наполненные глубоким психологическим и философским смыслом. Его «Демоны» отразили раскаянье в содеянном, смирение перед судьбой, знание человеческой натуры, прощение и оправдание людских слабостей и грехов. Смерть живописца-философа была такой же загадочной, как и его судьба. Говорили, что Врубель сам желал уйти из жизни и простаивал перед открытой форточкой в лютые морозы часами, чтобы простудиться. Он сам наказал себя за гениальность, дарованную свыше, как и за то, что посмел прикоснуться к святому, писать образы служителей Господа, в то же время изображая глубину чувств «Повелителя сил тьмы».

Многие загадочные совпадения в жизни бывают закономерными, что можно объяснить преемственностью поколений, наследственностью и многим другим. Как трактовал для себя цепь событий свой жизни Михаил Врубель? Он родился в тот же год, когда была опубликована поэма Лермонтова «Демон», и назвали его тоже Михаилом. Его отец служил в том же полку, что и великий русский поэт. Свидетельство о смерти художника было подписано тем же врачом, который выдавал свидетельство о смерти Тарасу Шевченко, Кирилловская церковь стала психоневрологическим диспансером. Для гениев реальность и внутренний мир часто тесно переплетаются, и порой очень сложно определить тонкую грань между ними. Одарённость Врубеля — явление уникальное, и признавали и ценили её как современники, так и потомки. Никому не удалось впоследствии настолько глубоко выразить видение идеи противоборства добра и зла. Великий живописец обладал даром видеть и чувствовать величие природы и человеческой души, в которой силы света и тьмы противостоят друг другу.