Партнеры

Коллекционерам » Статьи » ПАБЛО ПИКАССО: Я НЕ ИЩУ, Я НАХОЖУ!

Посещений: 2546

ПАБЛО ПИКАССО: «Я НЕ ИЩУ, Я НАХОЖУ!»

 

Хотя личность Пабло Пикассо не нуждается в особом представлении , мы все-таки попробуем добавить новые штрихи к портрету одной из самых ярких и противоречивых  фигур в мировой живописи. Искусствоведы извели множество бумаги, пытаясь построить мостик между художником и зрителем, на разные лады истолковывая его произведения. И, похоже, совершенно напрасно: Пикассо терпеть не мог объяснять содержание своих картин. И результат его работы для самого мастера нередко был тайной за семью печатями: «Сколько раз, когда я хотел положить синюю краску и у меня ее не оказывалось, я брал красную и клал ее вместо синей. Вот оно – духовное тщеславие. Я не ищу, я нахожу!» И сегодня, глядя на картины кисти Пабло Пикассо, многие из нас пасуют перед творчеством «гения открытий» -  что же все это значит? Говорят, что однажды один из зрителей признался художнику в том, что не понимает его картин. «А говорите ли вы по-китайски?» - спросил Пикассо. И когда получил отрицательный ответ, торжественно изрек: «Этому нужно учиться». Попробуем ?

 

Его долгой и плодотворной творческой жизни вполне могло бы и вовсе не быть: вечером 25 октября 1881 года в испанской Малаге родился прекрасно сложенный ребенок, но – без признаков жизни. Примитивная реанимация не помогала, и тогда дядя младенца, он же – врач-акушер закурил сигару, а дым выдохнул в лицо новорожденному – и тот закричал... Отец Пабло, мастер каламбуров и довольно посредственный художник, преподавал в провинциальной школе искусств – видимо, от него будущий художник унаследовал страсть к рисованию. А мать подарила ему не только жизнь, но и крепкое здоровье, средиземноморскую живость и свою девичью фамилию – Пикассо.

 

Для того, чтобы попасть на второе отделение Школы изящных искусств в Барселоне, можно было готовить рисунок целый месяц – 15-летний Пабло закончил его за один день. Отныне и навсегда он возненавидел медленную манеру письма, долгий и изнурительный труд над одной картиной. Жизнь в Барселоне стала для юноши настоящим подарком судьбы: днем он учился живописи, а по вечерам отправлялся в кабаре и к девочкам. Ни один любовный опыт не разочаровал Пикассо: вместо того, чтобы подчиняться сладострастию, он сразу стал извлекать из него пользу для искусства. На всю жизнь он сохранил страх перед сложными чувствами: именно он обычно заставлял художника без видимых причин обрывать любовную связь. И все-таки вскоре ему становится ясно, что пришло время совершить очередной прыжок в неизвестность: в 1900 году Пабло вместе с друзьями едет в Париж. Один из них вскоре не выдерживает разгульной жизни и пускает себе пулю в лоб – в память о впустую растраченной жизни друга Пабло пишет картины «Мертвец» и «Воспоминание». Именно они становятся первыми произведениями «голубого периода» художника.

 

Во Францию Пикассо привез свой неукротимый андалузский темперамент, а она встретила его довольно холодно... Не потому ли женщины «голубого периода» так бледны, а их губы так плотно сжаты? «Женщина с шиньоном», «В кафе», «Женщина со скрещенными руками»... Героини всех этих полотен – изгои, которых разжевал и выплюнул Париж... Начавшись в Париже, «голубой период» Пикассо продолжился в Барселоне, и современники Пикассо склонны были объяснять его возникновение бедностью художника, который не мог покупать достаточно красок, а также тем, что ради экономии он обычно писал при лунном свете. Даже проституток Пикассо рисует в голубых тонах, а известные торговцы картинами, тем временем, еще не открыли для себя Пикассо – напротив, пожимая плечами, один из них говорит: «Он сошел с ума».

Тоску от такого непонимания Пабло облегчал многочисленными романами. Одна из его возлюбленных – Фернанда Оливье – признавалась: «Пикассо держал меня взаперти и всегда нес в себе большую боль». В самом конце «голубого периода», в 1905 году, он пишет картину «Девочка с цветочной корзиной», которая знаменует собой очень важный поворот в жизни художника – начало его дружбы с Гертрудой Стайн. Эта состоятельная американка покупает работы у многих  французских художников, в том числе – и у Пикассо.

Тем временем, Пабло в том же 1905 году приступает к созданию гравюры, которая в будущем принесет ему исключительный успех. Сюжет первых офортов один и тот же – это жизнь  бродячих артистов. Цвета вновь возвращаются в работы Пикассо: это насыщенные оттенки голубого и красного, зеленого, сиреневого, а также конфетно-розовый цвет. Так розовый период, в конце концов, одержал победу над голубым. Черты лица персонажей, изображенных на картинах, тоже становятся иными: острые подбородки превращаются в квадратные, а огромные глаза – в узкие щелочки.

Закончился «розовый период» портретом Гертруды Стайн, который Пабло просто подарил своей благодетельнице. Теперь иностранцы уже следят за его работой и твердо верят в его успех. А Пикассо, тем временем, продолжает экспериментировать: полотно «Авиньонские девицы» предвещает приближение революции и наступление кубизма. К розовому цвету добавляются бежевый, коричневый, белый, голубой. И такие поиски оказываются не на пользу художнику: прежние работы Пикассо продавались неплохо, а этих новых никто не хотел. И даже Лео Стайн – брат Гертруды – не может удержаться от хохота, глядя на новые полотна. Что ж, Пикассо еще не раз назовут ненормальным...

За вдохновением Пабло Пикассо отправляется на родину – в Испанию и пишет там серию деревенских пейзажей. Но каких! Когда Гертруда Стайн впервые повесила эти картины на стены своего салона, возмущению посетителей не было предела: где это видано, что бы пейзаж представлял из себя нагромождение из стоящих друг на друге кубов?! «Это было настоящим началом кубизма», - написала Гертруда позже. Сам же Пикассо на вопрос одного из друзей по поводу того, откуда в его творчестве появился кубизм, ответил: «С пилотом разговаривать запрещается». В ходе полета по кубическому пространству у Пабло появляются новая возлюбленная по имени Ева и новый друг – поэт Гийом Аполлинер.

 

 Начало Первой мировой войны совпадает с увлечением Пикассо реалистическими рисунками, а также портретами и натюрмортами. В 1917 году он принимает участие в разработке костюмов и декораций для балета «Парад». На премьере публика не понимает, что присутствует на представлении будущего, и освистывает спектакль, а через три года тот же «Парад» приносит его создателям огромный успех. А в жизни в это время Пикассо появилась новая любовь – танцовщица Ольга Хохлова. На этой девушке Пабло женился: брак был зарегистрирован 12 июня  1918 года в Париже. Но счастье вскоре омрачилось трагедией: осенью того же года от испанки умирает друг Пабло – Гийом Аполлинер. В этот день Пикассо пишет свой последний автопортрет: прощается с молодостью и больше в свое лицо не вглядывается...

Счастливая способность не обращать внимания на неприятных ему людей, а также крепкие нервы и чувство юмора помогают Пикассо пережить все испытания. В 1919 году он создает декорации и костюмы для спектакля «Треуголка» в постановке Сергея Дягилева, а после отправляется в путешествие по Европе. Под влиянием работ маньеристов, увиденных им в Италии, Пикассо пишет «Купальщиц», а вскоре снова примеряет на себя амплуа сценографа. Спектакль «Пульчинелла» был представлен в Парижской опере, и Пикассо внезапно начинает пользоваться успехом. Художник снова ищет новый путь в искусстве: с человеческими телами он обращается как с глиной, вылепливая нужный ему образ. Время рождения «гигантш», твердо стоящих на земле, было для Пикассо тем временем, когда он сам наконец-то обрел почву под ногами. Во многом это произошло еще и потому, что в личной жизни художника все шло спокойно и счастливо. В 1921 году у Пикассо родился сын Пауло, и недавний повеса превращается в страстного отца: он без конца рисует младенца и его мать – несколько десятков вариантов. В повседневную жизнь Пабло входят Арлекин и Пьеро: в  костюмах этих персонажей он изображает сына. А в лицах «Венер в венках из цветов» угадываются черты Ольги.

Однако в середине 20-х годов розовый период окончательно завершается, идиллия сменяется напряженностью  Картины «Художник и его модель», «Женщина, сидящая в кресле»  населены чудовищами женского пола: удлиненные физиономии, висящие груди, пальцы, похожие на гвозди... Глядя на монстров с атрибутами самок кажется, что их автор – убежденный женоненавистник. Он хочет наказать женщину за то, что она разрушает его... И все это настолько не похоже на то, что еще недавно волновало художника, было смыслом его жизни и творчества, что один из друзей 50-летнего Пабло заявляет: «Возможно, что однажды само существование Пикассо будет подвергнуто сомнению, как это было с Шекспиром, а все его разнообразные творения будут приписываться разным мастерам». Помимо живописи, он с азартом берется за скульптуры и гравюры.

 А семейная жизнь, тем временем, дает трещину: любовница по имени Мари-Терез Вальтер ждет ребенка, и в 1935 году Пикассо начинает процедуру развода. Однако художник сохранил испанское гражданство, а в Испании развод запрещен: поэтому Пикассо не сможет ни жениться на молодой женщине, ни дать их ребенку свою фамилию. Рождение дочери Марии не способствует выходу художника из творческого кризиса. В 1936 году в Испании начинается гражданская война, но тревога соседствует в душе Пикассо с новой любовью – это художница и фотограф Дора Маар. А по поводу событий на родине высказывается однозначно: «Борьба в Испании – это борьба против народа, против свободы. Вся моя жизнь художника была борьбой против реакции, против смерти искусства». В апреле 1937 года испанский город Герника был разрушен немецкими бомбардировщиками: погибли женщины и дети. И Пикассо с бешенством принимается за работу: к картине «Герника» он сделал сотни этюдов. В центре композиции – смертельно раненная лошадь, а один из основных мотивов – образ матери, прижимающей к себе мертвого ребенка. В окончательном варианте «Герники» Пикассо жертвует множеством деталей, по колориту полотно получается однотонным, как будто окутанным серовато-голубыми сумерками. Выставленная в июне 1937 года в Испанском павильоне, «Герника» была признана самым впечатляющим произведением ХХ века. Ни публика, ни сам художник тогда еще не знали, что все они стоят на краю пропасти, в которую вот-вот упадет большая половина человечества...

Начинается вторая  мировая война. Когда немцы входят в Париж, Пикассо заявляет: «Во всяком случае , картины мы пишем лучше, чем они... Они воображают, что завоевали Париж... А мы, ни подвинувшись в их строну ни на шаг, давно уже завоевали Берлин, и я не думаю, что они способны изгнать нас оттуда». Поместив большинство своих картин в банковский сейф, Пикассо продолжил работать. Из-за «Герники» он числился среди подозрительных, а в его мастерской царит ужасный холод – от угля, который ему предлагал один из гнитлеровцев, он отказался. Война постоянно теперь присутствует в картинах Пикассо : она чувствуется теперь даже в натюрмортах, написанных в то время. Даже когда в 1944 году шла битва за Париж, художник работал, не обращая внимания на стрельбу и взрывы. «Это было упражнение по дисциплине», - сказал он позднее о годах, проведенных им в оккупированном Париже.

Незадолго до победы в жизнь Пикассо вошла новая любовь: ее звали Франсуаза Жило, она училась к живописи, и известный художник был для нее полубогом. В 1947 году у пары родился сын Клод, который был очень похож на отца. А в апреле 1949 года в Париже собирается Международный конгресс мира – писатель Луи Арагон просит Пабло Пикассо сделать плакат для конгресса. В старых альбомах художника они находят рисунок для литографии с изображением голубки. Этому рисунку было суждено не только стать эмблемой конгресса, но и облететь всю планету в качестве символа мира. А также дать имя дочери, которую как раз в эти дни родила Франсуаза: Палома в переводе с испанского означает голубка. Духи торговой марки «Палома Пикассо» до сих пор пользуются популярностью у женщин во всем мире.

Однако остаток жизни Пабло Пикассо провел с новой музой – Жаклин Рок. Последние годы он провел уже как полумифическая личность: никто не осмеливался критиковать его и спрашивать, почему его картины стоят так дорого. На этот вопрос у Пикассо всегда был ответ: «Да, полотно и краски, которые я использовал для создания своей работы, стоят недорого.  Но зато маленькая подпись «Пабло Пикассо» в углу картины стоит все остальное...» В мир иной художник отошел в 1973 году в возрасте девяносто одного года. Так же, как и его возлюбленную Жаклин, Пикассо  похоронили в замке Вовнарг, который он купил еще в 1958 году.  Пятьдесят тысяч работ художника были нем без споров, но все-таки разделены между многочисленными наследниками и государством. Теперь они стоят ни один миллион долларов –  наверное, художник был бы этому рад., хотя, похоже, он абсолютно не стремился к такому результату, то и дело открывая и закрывая все новые и новые двери в искусстве.