Партнеры

Коллекционерам » Статьи » Самарская икона

Посещений: 2037

Коллекционирование икон становится всё более популярным, так как они обладают не только священным значением, но и являются произведениями искусства, отражающими историю и менталитет людей различных эпох и культур – православных, католиков или приверженцев ламаизма. Техника изображения менялась с течением времени. На самом раннем этапе развития иконописи применялась энкаустика. Это восковая живопись, выполняемая горячим способом – расплавленными красками. Позднее, в Средние века, лики изображались темперой на дереве с применением красок на основе натуральных или искусственных связующих веществ – цельного яйца, желтка, соков растений, смеси клея с маслом. На более поздних этапах использовалась масляная живопись, а в наши дни распространены иконы, выполненные методом шелкографии. Наиболее почитаемые иконы, «чудотворные», славятся как культовые предметы, и многие из них имеют загадочную историю. Одной из самых знаменитых святынь на территории Приднепровья считается Самарская икона Пресвятой Богородицы. Как повествует «История о казаках» князя Мышецкого, запорожские казаки всегда поддерживали тесную связь с Православным Востоком. При них был греческий архимандрит, священники из Иерусалима и Афона часто наносили им визиты. Согласно преданию, именно с Востока была привезена необычная икона и установлена в церкви Коша Запорожского. До настоящего времени неизвестно, кем и когда она была написана. Упоминания об этом чудотворном образе датированы 1736 г., и уже в то время лик Пресвятой Богородицы, прославившийся «многими чудесами и знамениями», почитался в народе как чудотворный. На рубеже 16 и 17 веков, когда многие семейные казаки стали селиться на безопасной и благодатной земле в районе Новых Кайдак, икона была перенесена туда из Сечи. Само село находилось в семи верстах северо-западнее Екатеринослава и являлось довольно древним поселением. При деревянной церкви, выстроенной в дремучем лесу в незапамятные времена, была больница и школа. В пылу борьбы с ляхами село сгорело. Во вновь построенном храме и был установлен чудотворный образ Богородицы. Восстановление поселения шло медленно, но после окончания войны с Турцией вернувшиеся из-под Перекопа на родную землю казаки стали активно отстраивать Новые Кайдаки. С 1739 г. это поселение именовалось в исторических документах городом, а церковь – соборной. Главной её святыней был чудотворный лик Пресвятой Богородицы, почитаемый несметным количеством людей. Среди них были не только простые люди, но и высокопоставленные чиновники: атаман Запорожского войска Петр Калнышевский, генерал-майор из крепости Святого Дмитрия Ростовского (ныне Ростов-на-Дону) обер-комендант Иван Потапов. Из многих мест Украины туда направлялись священнослужители для отправления служб, так как на поклонение иконе стекались огромные толпы. В 1768 г. перед образом молились казаки, отправлявшиеся отстаивать Православную веру и Церковь против ляхов и католиков, по воззванию Максима Железняка, а одержав победу и вернувшись после «Уманского» ратного дела, они благодарили чудотворный лик за заступничество и помощь. Слава о чудотворениях иконы распространилась не только в Запорожье, но и по всей Украине. В 1770 г. настоятель Новокайдакской церкви Фёдор Фомич подал официальное заявление о чудотворной иконе в Кош. По распоряжению атамана Петра Калнышевского этот образ был установлен посреди церкви, что являлось открытым признанием иконы чудотворной. В 1775 г. Екатерина II упразднила Запорожскую Сечь. Тогда Духовное правление старокайдакского наместничества оповестило Консисторию о знаменитом и почитаемом образе. Преосвященный Евгений (Булгарис) велел поместить его в Архиерейском доме в Полтавском Крестовоздвиженском монастыре в 1778 г. А в 1804 г. икона была перенесена в Архиерейскую ризницу в Екатеринославе в связи с перемещением Архиереев. 29 августа 1807 г. эконом Архиерейского дома иеромонах Иосиф получил разрешение перенести чудотворный образ и древнюю икону Святителя Николая Чудотворца в Самарский Пустынно-Николаевский монастырь, в котором был управляющим. Многолюдное шествие сопровождало святыню, а впоследствии на поклонение к ней сходились верующие из разных мест Украины. Когда в 1808г. Симеон Чемерисов отправился за иконой, чтобы вернуть её в Успенский собор, братия Самарского монастыря и прихожане отказались отдать чудотворный лик. Икона осталась в монастыре и именовалась Самарской. До революции её каждый год весной и осенью проносили крестным ходом по Екатеринославской губернии, но после 1917г. следы святыни затерялись. Загадочное явление миру чудотворного лика произошло в 1999 г., когда архиепископ Ириней обнаружил его в притворе Свято-Троицкого собора в Днепропетровске. Там святыня находится и сейчас. Она размещена у левого входа в храм, слева от двери. Необычен сюжет и стиль написания Самарского образа, напоминая знаменитую Ахтырскую икону Пресвятой Богородицы. Лик написан на липовой доске, размером примерно 48х40 см. Богородица изображена без младенца. Справа от неё запечатлен распятый на кресте Спаситель, а слева – столб, обвитый веревками, а на его вершине – петух. В правой части иконописец расположил Солнце, а в левой – Луну. Внизу изображены страстные орудия. Икона местами потемнела и обгорела в пламени пожара, в котором чудесным образом уцелела. Несомненно, эта святыня является не только замечательным произведением живописи, но и свидетелем исторических событий, пережив которые и уцелев, она продолжает исполнять своё предназначение. Срібло (август/сентябрь 2008)