Партнеры

Коллекционерам » Статьи » Ван Гог

Посещений: 2116

У картин своя судьба и предназначение в жизни. Каждый понимает смысл, заложенный в них, по-своему. И, как правило, для созерцателя произведения не важно, как трактуют его критики и искусствоведы, поскольку восприятие диктуется лишь менталитетом и жизненным опытом. Но знание об истории картины и о замысле ее создателя заставляет проанализировать свое видение полотна.

Существуют картины, которые стали «брендом» определенного художника, ассоциируясь с его именем во всем мире. Ярким тому примером служат Ван Гог и его серия картин «Подсолнухи». Солнце и свет, сочетание оттенков жёлтого цвета и лазури дарят радость и умиротворение созерцателю полотен. Великий голландский пост-импрессионист в письме к своему брату Теодору Ван Гогу, известному как Тео, от 22-23 января 1889 года, признался, что именно подсолнух – его любимый цветок. Желтый цвет олицетворяет дружбу и надежду, а сам цветок символизирует признательность и благодарность миру. Сюжет серии был выбран Винсентом Ван Гогом не случайно. Два года он провел в Париже. Вначале по протекции Тео стал учеником знаменитого Кормона, но вскоре, разочаровавшись в манере такой живописи, художник покинул школу. Он познакомился с импрессионизмом. И эта живопись увлекла его. Но через некоторое время Ван Гог решил, что «писать надо иначе». Он устал от городской жизни, суета стесняла его. С каждым днем природа, залитая солнцем, всё больше манила художника. В это время были созданы четыре картины с изображением подсолнухов. Все они были созданы в августе-сентябре 1887 г. Сейчас они украшают галереи и музеи мира. «Четыре срезанных подсолнуха» находятся в экспозиции музея Кроллер-Мюллер (Оттерло, Голландия). Одна из версий «Двух срезанных подсолнухов» выставлена в музее Ван Гога в Амстердаме. Другая версия одноименной картины находится в Бернском кунстмузее (Берн, Германия). Ещё «Два срезанных подсолнуха» украшают Музей Метрополитен в Нью-Йорке. Устав от парижской жизни, скучая по живой природе, Ван Гог переезжает в Арль в мае 1888 г. Это небольшое провинциальное местечко расположено в очень живописном крае. Художник мечтает открыть мастерскую на площади Ламартин, которая была бы «пристанищем для всех друзей в тяжкие минуты». Для своей «Мастерской Юга» живописец замыслил особый интерьер, обладающий уникальным провинциальным стилем «от кресла до картины». Поскольку здание было окрашено в жёлтый цвет снаружи, а его комнаты освещались ярким солнцем, Ван Гог решил написать серию картин с изображением подсолнухов, в которых доминировали бы желтые краски, сочетающиеся с оттенками лазури. По замыслу живописца эти картины должны были быть обрамлены рейками, окрашенными в оранжевые тона. В августе 1888 г. Ван Гог пишет две картины, на которых изображены подсолнухи. Официально признанный стандарт для пейзажного полотна в то время был 92х65 см. Художник использовал холсты нетипичного размера – 73х93 см. На одной картине были использованы 12, а на другой – 14 цветов. Ожидая приезда своего близкого друга Поля Гогена, Ван Гог разместил эти два полотна в комнате, предназначенной для гостя. В этот же период в Арле были написаны ещё пять других полотен с подсолнухами. На всех этих картинах мало смешанных цветов, краски чисты и наложены длинными мазками, что создает обилие воздуха, объём и глубину. Художник создавал свои шедевры в несколько приёмов: сначала он наносил набросок карандашом, размечая контуры и размеры изображения, затем он связывал основные цвета и наносил тонкий слой краски. Далее работа с краской производилась при помощи мастихина – специального ножа для удаления части краски и создания рельефа. Этот приём в изобразительном искусстве называется импасто. Окончательное оформление полотна производилось нанесением последнего слоя краски. Каждое полотно уникально, и, несмотря на схожесть сюжета, картины имеют разную эмоциональную наполненность. Общаясь с миром при помощи живописи, Ван Гог сумел передать целую гамму внутренних переживаний: страх одиночества и смерти, боязнь остаться непонятым и в то же время благодарность жизни и признательность за её красоту. Живописец говорил: «Я не изобретаю творчество, наоборот, нахожу его завершенным, необходимо его только открыть, извлечь из природы». Художник работал вдохновенно и самозабвенно, оставив миру свои неоценимые шедевры. Сейчас полотна, написанные в Арле, находятся в Филадельфии, в Национальной галерее Лондона, в Японском музее искусств, Музее Ван Гога в Амстердаме, Баварском национальном музее – Нойе Пинакотек. Одно из них украшает собрание картин американского частного коллекционера. К сожалению, «Пять подсолнухов в вазе», написанные в августе 1888 г., были утрачены во время Второй мировой войны. Они находились в Йокохаме. Точно не известно, сколько версий этого сюжета существовало на самом деле. Возможно, мир увидит и другие полотна, эскизы или наброски с «Маленькими картинками солнца».

Благодаря творчеству Ван Гога, юг Франции стал популярным среди живописцев. Красота природы этого края увлекла Ренуара, Матисса, Пикассо. Необычный стиль письма Ван Гога дал начало новому течению в живописи – экспрессионизму. А сюжет с изображением подсолнухов стал основой творчества многих художников. Диего Ривера написал «Девушку с подсолнухами», а Поль Гоген изобразил «Портрет Ван Гога, рисующего подсолнухи». Виталий Комаров посвятил картину «своему наставнику Ван Гогу». Тео выставлял картины брата на «Независимом салоне», пытаясь заработать деньги для содержания своей семьи и для самого художника. Но это не приносило достойного дохода. «Никто не может ничего сделать с тем, что никто не покупает моих картин. Но придёт время, когда люди поймут, что их стоимость превышает стоимость красок», - писал Ван Гог. Сейчас его картины оценены по достоинству. Даже копии стоят очень дорого, и мало кто из художников удостаивается чести писать их с оригинала. Судьба картин Ван Гога ещё раз подтверждает, что не всё гениальное принимается сразу, для признания нужно время. Возможно, мы сейчас проходим мимо картин, которые когда-нибудь будут считаться бесценными шедеврами и принесут нам целое состояние. Срібло ( август/сентябрь 2008)