Партнеры

Коллекционерам » Статьи » Зов Востока или тайна Николая Рериха

Посещений: 1705

Более загадочной личности, чем Николай Рерих, наверное, не было ни в истории русской живописи, ни среди русских путешественников, ни среди русских философов и мыслителей. Кроме того, что Рерих написал тысячи картин – больше, чем Айвазовский, и создал десятки глубоких философских трудов, он отправился в Индию на поиски таинственной страны чудес – Шамбалы, замерзал в горах Тибета, видел в горах НЛО и описал их, а потом построил удивительный дом в индийской долине Кулу. В сталинском СССР его подозревали в связях с американской разведкой. Но кем же он был на самом деле? Тайны своей невероятной жизни живописец унес с собой в могилу.

Шамбала существует?

Николай Константинович Рерих родился 27 сентября 1874 в Петербурге в семье нотариуса. Он окончил Академию художеств и юридический факультет Петербургского университета. Довольно быстро Рерих приобрел славу выдающегося художника. За свою жизнь он написал более 7000 картин, увлекался археологией, много путешествовал.

Интерес к Востоку возник у Рериха не на пустом месте. В Петербурге еще в годы его юности царило повальное увлечение буддизмом и мистическими культами. При дворе был принят французский маг и прорицатель Папюс, тибетский врач Бадмаев. Интересовался этим и сам Николай II, посетивший Индию во время своего путешествия на Восток и привезший с собой огромную коллекцию предметов буддийского культа. В 1893 году в залах Зимнего дворца даже была устроена специальная выставка. В 1911 году в Петербурге построили первый тибетский храм. На русский язык было переведено множество философских книг Индии. Неудивительно, что Рерих – натура творческая, восприимчивая - увлекся трудами об истории Тибета и его чудотворцах - его захватили восточные взгляды на космические и исторические циклы.

В среде художников часто устраивались спиритические сеансы со «столоверчением». Рерих был энтузиастом этого дела. Но если его приятели - Бенуа, Грабарь и Дягилев - относились к спиритизму иронически, то сам он считал его «серьезным духовным феноменом».

У Рериха была глобальная идея. После ужасов мировой войны и революции в России он настойчиво искал универсальную формулу спасения человечества и нашел ее в том, что «красота спасет мир», и это сделает искусство. Эту идею он страстно проповедовал всю оставшуюся жизнь в своих книгах и своем творчестве.

Оказавшись в Тибете, художник стремился осуществить свою цель: найти таинственную Шамбалу, загадочную страну, о которой много рассказывали буддийские мудрецы и старинные книги. Именно там, полагал он, скрываются центры мировой мудрости. Экспедиция Рериха оказалась в тяжелом положении: стояла суровая зима, дули ледяные ветры, заканчивалось продовольствие, взбунтовались проводники. Но Рерих, словно одержимый, рвался вперед. Все, что он видел вокруг, подтверждало – таинственная Шамбала где-то рядом. «В десять с половиной утра, – записал ученый в своем дневнике, – над станом при чистом синем небе пролетел ярко-белый сверкающий на солнце шаровидный аппарат». Что это было? НЛО – послание от внеземных цивилизаций? Или же на нем летели таинственные обитатели загадочной Шамбалы?

Найти легендарную страну Рериху тогда так и не удалось. Но когда живописец приехал в США, его назвали «великим исследователем Азии», объявили о создании музея Рериха. Большой популярностью пользовались экзотические картины с видами заснеженных гор, постоянно устраивались выставки. Американское правительство приняло решение финансировать дальнейшие экспедиции Рериха. Русского философа и путешественника принял сам президент США.

Вскоре Рерих решил снова отправиться в Индию. Там - в долине Кулу – он построил дом, где основал институт гималайских исследований «Урусвати». Здесь исследователь написал множество научных трудов, собрал редкую коллекцию драгоценных камней.

 

 

Загадка рериховских полотен

Говорят, каждая картина несет в себе, помимо идеи, еще и энергетику творца. Эту эзотерическую основу творчества не следует недооценивать. Николай Рерих знал о воздействии на организм человека цвета и звука. Сотканные из гармоничных цветоволн картины художника оказывают на людей целительный эффект.

Над пейзажами Рерих начинал серьезно работать под руководством А. И. Куинджи. В мастерской наставника были созданы и первые исторические композиции. В 1897 году Рерих в числе других учеников Куинджи покидает Академию в знак протеста против увольнения любимого учителя и продолжает работать над начатой серией картин на темы жизни древних славян, получившей название "Начало Руси. Славяне".

Замысел серии чрезвычайно оригинален. Рерих не стремится воссоздавать определенные исторические события. И хотя он воскрешает минувшее на основе научных данных археологии, сущность его работ не в реконструкции далекой эпохи, а в поэтическом воплощении. Для творчества Рериха характерны богатая фантазия, эмоциональное восприятие старины, умение передать особый аромат древней эпохи.

Из первых работ этой серии: "Гонец. Восстал род на род", "Сходятся старцы", "Поход". Через сумеречный колорит, мерцание лунного света художник выражает тревожное настроение надвигающейся опасности, предчувствие недоброй вести.

Новые поиски образности особенно проявляются в картине "Заморские гости". Живописная поэма в ликующих красках воскрешает эпоху открытий неведомых стран. По синему морю среди зеленых островов плывут сказочные ладьи викингов. Стремительный ветер наполняет многоцветные паруса, с криком несутся навстречу белые чайки. Работая над картиной, Рерих своеобразно использует приемы народного творчества, добивается большой декоративности, звучности красок, создает жизнерадостное, праздничное произведение.

Чрезвычайно разнообразны произведения Рериха, созданные в Индии. В 20-е годы он работает над циклом, непосредственно связанным с изучением древней восточной философии и проблем этики. Художник создает образы тех, кого считал проповедниками вечных норм нравственности - Магомета, Будды, Христа, философов Конфуция, Лао-цзы и других. К этой серии близки религиозные картины - "Сострадание", "Мадонна труда". Особое место занимает полотно "Явление срока". Мастер изобразил гигантскую голову мудреца, придав чертам лица портретное сходство с В. И. Лениным. С именем вождя русской революции художник связывал мысль об освобождении народов Востока.

Однако основные работы Рериха 20-40-х годов - это пейзажи, которые, как правило, наполнены большим философским содержанием. В них живописец воспевает величие и вечную возвышенную красоту природы, которая облагораживает человека. Восточным Гималаям художник посвятил более шестисот произведений и создал красочную эпическую поэму об этих горных хребтах. Среди них такие полотна, как "Помни!", "Гималаи. Ледники", "Гималаи, Нанда-Деви".

 

Работы Рериха этих лет исполнены темперой. В этой технике художник наиболее ярко выразил свои живописные поиски. Полотна отличаются звучностью цвета, взятого нередко в контрастных соотношениях в напряженном эмоциональном звучании. С декоративностью красок сочетаются лаконичная четкая линия, ясная гармоническая композиция.

В цикле "Твердыни Тибета" Рерих органически соединяет пейзаж и архитектуру древних памятников Востока. Часто памятники искусства, изображенные Рерихом, связаны с древними поверьями и имеют символический смысл. Такова серия, посвященная Майтрее, Будде грядущего, которому предначертано принести на Землю счастье. Одна из характерных работ этого цикла - полотно "Майтрея Победитель", где вместе с изображением божества, высеченного на скале, появляется символический образ - силуэт всадника в облаках.

Интересуют живописца и народные обряды. В одной из самых поэтических картин - "Огни на Ганге"- художник передал старинное гадание. В синем вечернем сумраке женщина пускает по воде огоньки, чтобы по их движению предугадать свою судьбу. В этих работах тонко передан колорит Индии.

Умер художник в Индии. На месте кремации в долине Кулу установлен памятник с надписью "13 декабря 1947 года здесь было предано огню тело Николая Рериха - великого русского друга Индии". Через десять лет сын Рериха Юрий Николаевич приехал в СССР и привез большую коллекцию работ отца, завещанную художником своей Родине.

 

Вопрос подлинности – еще один ребус

Судьба коллекции картин Николая Рериха, ввезенная в Советский Союз, сложилась довольно странно. Не так давно Счетная Палата подняла вопрос о подлинности и сохранности полотен, выставленных в Государственном музее Востока в Москве. Неужели бесценное собрание картин, переданное в дар еще Советскому Союзу, попросту исчезло?

Слухи о том, что с картинами отца и сына Рерихов не все благополучно, ходят уже много лет. Но долгое время дальше обсуждения в кулуарах дело, увы, не шло. И только 16 октября 2002 года оно приняло официальный оборот. Председателю Счетной палаты было направлено официальное обращение. В чем же суть проблемы?

Собранные за тринадцать лет документы, касающиеся судьбы полотен отца и сына Рерихов, подаренных Международному Центру Рерихов, стали сегодня предметом изучения инспекторским составом по контролю расходов. Инспекторы должны проверить и нормативные правовые акты, которые касаются передачи уникальной коллекции картин Николая и Святослава Рерихов на хранение Государственному музею Востока.

Планируется проверить и все документы по ведению бухгалтерского учета, связанные с находящимися на хранении рериховскими полотнами.

Возможно, это и будет отгадкой на загадку, которая вызвала недоумение у руководства Международного Центра Рерихов и одновременно ответом на вопрос, почему на протяжении многих лет, несмотря на многочисленные обращения общественности, так и не была проведена независимая экспертиза.